ALMA MATER ПРАВЯЩЕГО КЛАССА
Появится ли у нас свой Кембридж?

Многие старинные города скрывают какую-то невыразимую тайну, неудержимо влекущую к себе человека. Таков и Кембридж -- город, в котором почти 800 лет назад возник один из старейших университетов Европы, настоящее святилище западного образования, где на протяжении ряда столетий воспитывались лучшие люди Англии. В Кембридже получили образование Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джон Мильтон и сотни других выдающихся деятелей английской науки и культуры. Здесь же учился и Джон Гарвард, основавший в американском Кембридже самый известный университет Соединенных Штатов.

Вид университетских колледжей производит неизгладимое впечатление. У нас, в России, со старыми университетами Англии можно сравнить только древние монастыри. Подобно тому, как в монастырских кельях подвижники веками возносили молитвы Богу, в колледжах Кембриджского университета люди столетиями искали знаний. Тут все -- начиная со зданий и заканчивая растениями в саду -- подчинено одной цели: воспитанию образованного человека. Планировка колледжей тоже схожа с монастырской. Они, как правило, состоят из одного или нескольких прямоугольных дворов, в центре которых размещается газон или сад, а в стенах устроены церковь, учебные аудитории, трапезная и жилые комнаты (почти кельи) для членов колледжа.

По внутреннему убранству здания Кембриджского университета -- нечто среднее между научным институтом, дворцом и монастырем. Это отнюдь не случайно: большая часть колледжей основана епископами и священниками англиканской церкви, членами королевской семьи и представителями близкой ко двору высшей знати. Университетские церкви и здания колледжей по своему великолепию и, между прочим, по объему затрат на их строительство мало с чем можно сравнить. Чего стоит хотя бы King's Colledge Chapel -- одна из самых красивых и больших церквей Европы.

Когда студент или аспирант поступает в Кембридж, он зачисляется не на какой-нибудь определенный факультет, как во многих других университетах мира, а в один из колледжей (всего их 31). Каждый колледж по существу -- это отдельное сообщество преподавателей и студентов, специализирующихся в той или иной области. У каждого колледжа собственные здания и прилегающая к ним территория с потрясающими садами и парками. Такое устройство университета соответствует его основной цели. Эта цель не сводится лишь к тому, чтобы выпустить профессионалов -- юристов, экономистов, врачей, священников или физиков, необходимо вырастить полноценного представителя английской элиты, способного стать лидером в соответствующей отрасли.

Обучение профессии, передача специальных знаний является, конечно, главным способом образования в университете, но далеко не единственным. Во многих новых университетах Соединенного Королевства и в узкопрофильных учебных заведениях вроде Лондонской школы экономики специальные знания нередко преподают не хуже. Но только в Оксфорде и Кембридже (кстати, для этих университетов есть объединяющее их особое сокращение Оксбридж, известное и школьникам) можно приобщиться к подлинной английской образовательной традиции. В Кембридже обучает буквально все -- даже старинные башни эпохи Тюдоров и внутренние дворы с английскими газонами. Студент воспитывается через общение с тьютором, через посещение церкви, пение в университетском хоре или участие в garden party -- особых неформальных собраниях учащихся и преподавателей в живописных местах Кембриджа (нечто вроде пикников с учеными разговорами). Да и поход в паб может превратиться в образовательное мероприятие. Именно в университете закладываются органические основы той корпоративной культуры, выгодно отличающей английское бизнес-сообщество и политическую элиту. Учеба в подобном вузе дает человеку запас общественных связей, который поддерживает его потом всю жизнь.

Университет преобразует и экономическое пространство вокруг себя. В XX веке Кембридж стал европейским центром разработок в области новых технологий, исследований по физике и биологии. После второй мировой войны возник так называемый кембриджский феномен. В городе появилось огромное количество малых фирм, специализирующихся в области высоких технологий. Они постоянно взаимодействуют с университетом и подпитываются его научным и кадровым потенциалом.

Часто спрашивают: чем же западное образование лучше нашего? И во многих случаях на это можно ответить: ничем. Знания, которые дают известнейшие российские вузы по многим специальностям, отнюдь не уступают хорошему западному уровню. Но выпускники таких университетов, как Кембридж, не только получают знания по профильным предметам. Здесь формируется образованный человек, обладающий кроме знаний и профессиональных способностей прекрасным воспитанием, художественным вкусом и, между прочим, с развитым чувством патриотизма. Я разговаривал с американскими аспирантами, стажировавшимися в Кембридже, и они все как один говорили о снобизме англичан. Действительно, высокообразованные англичане, работающие в университете, считают именно свой, английский, язык, свою культуру и образование лучшими. Это, безусловно, своего рода гордыня. Но во многом они правы. Образование в старых британских университетах сумело создать сплоченный и уверенный в себе "лидерский слой" английского общества.

Главное преимущество системы университетского образования в Англии, скорее, не в уровне знаний, получаемых студентами, но прежде всего в образе жизни, который она формирует. Этот образ жизни, конечно, является чисто западным. При этом в нем очень много привлекательных сторон. И русскому человеку, попавшему в такой университет, трудно устоять перед "скромным обаянием" британской Традиции. А если наш соотечественник не имеет крепких духовных корней, связывающих его с традицией России, такое знакомство вообще вызывает культурный шок.

Однако перенимать все лучшее, что есть на Западе, это уже чисто российская черта. Кто знает, быть может, и мы когда-нибудь построим свой собственный Кембридж, в котором так же основательно и серьезно, как англичане, станем растить свою национальную элиту? Ведь когда-то учебные заведения с подобными задачами были и в России...

Дмитрий Сапрыкин
Кембридж-Москва

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"