В нынешнем виде законопроект о стандартах принимать нельзя.

Так считают члены Общественной палаты

Принятый Думой в первом чтении законопроект о стандартах готовят ко второму чтению. Многие эксперты считают, что законопроект нужно заблокировать, пока не будут разработаны сами стандарты.

Напомним, что наиболее спорным моментом стало исключение из структуры стандарта национально-регионального и школьного компонентов. По мнению критиков, это сократит вариативность образования.

Совсем другие претензии к законопроекту высказали на недавнем заседании члены комиссии Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации, которую возглавляет ректор Государственного университета Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Необходимость принять закон до разработки содержания стандартов у членов комиссии ОП сомнений не вызывает. Докладчик по вопросу стандартов, ректор института образовательной политики "Эврика", Александр Адамский особо это подчеркнул. Однако "общественники" усмотрели в законопроекте ряд серьезных недостатков.

По мнению Александра Адамского, главный из них весьма неопределенный предмет законодательного регулирования.

Остается неясным, какие отношения между гражданами, государством, системой образования регулирует данный законопроект, в котором не определено понятие образовательной программы, заявил Адамский.

Как считает ректор "Эврики", эта неопределенность не позволяет разобраться, сужается или расширяется на самом деле вариативность образования. Также остается вопрос, учитывает ли стандарт внеурочные занятия, а от четкого ответа на него зависит введение новой системы оплаты труда учителей, не привязанной к количеству часов.

Напомним, что под юрисдикцию законопроекта подпадает не только общее, но и профессиональное образование. И к этой его части у специалистов еще больше нареканий.

Закон консервирует нынешние недостатки профессионального образования в худшем виде, считает академик РАО Владимир Шадриков. Он отметил, что в законе не прописана роль работодателя, не простроена связь между образовательными и профессиональными стандартами.

На этот факт обратил внимание и Ярослав Кузьминов.

Это ведет к установлению фактической приоритетности образовательных программ над профессиональными, что уже губит нашу систему высшего образования долгие годы, считает ректор ГУ ВШЭ.

Общие выводы комиссии неутешительны.

Во-первых, в законопроекте не представлена схема разграничения полномочий по формированию стандарта между федеральными и региональными органами управления образованием. Во-вторых, отсутствует какое-либо упоминание о качестве образования и его связи с компетентностным подходом.

И наконец, главное: не отражено ресурсное обеспечение стандартов образования, хотя провозглашены требования к условиям их реализации.

Какие именно требования и за счет каких средств планируется обеспечить их выполнение, неясно. У специалистов возникают разного рода сомнения, например: не планируется ли финансировать за счет государства только федеральный компонент, то есть обязательную часть образовательной программы, а вариативную за счет внебюджетных источников, и какими последствиями чревата такая ситуация?

Между тем, по подсчетам специалистов Государственного университета Высшей школы экономики, дополнительные бюджетные инвестиции в сферу высшего образования должны составить не менее 150 млрд рублей. Эти средства в первую очередь следует направить на развитие вузовской науки, в том числе на поднятие уровня аспирантуры и магистратуры, а также на повышение зарплаты преподавателей, которая в 20 раз ниже, чем в западных университетах.

Расходы на обучение одного студента в российском вузе составляют 50 тысяч рублей в год, в Европе этот показатель достигает 10 тысяч долларов. В США вдвое больше.

Отсюда и низкое качество подготовки выпускников российских вузов.

Так, по данным ГУ ВШЭ, из 300 тысяч выпущенных в 2007 году инженеров и технологов конкурентоспособны на международном уровне не более 20%. Аналогичные показатели относятся и к экономистам едва ли не самой популярной и массовой на сегодняшний день специальности.

Вердикт профильной комиссии Общественной палаты однозначен: в таком виде законопроект о стандартах принимать нельзя.

Ярослав Кузьминов предложил провести еще один тур официальных консультаций с Министерством образования и науки, представителями РСПП, "Опоры России", "Деловой России" и другими организациями, участвующими по поручению Президента РФ в формировании системы профессиональных стандартов, с тем чтобы включить их мнение в экспертное заключение по законопроекту. Затем, после взаимной договоренности с руководством партии "Единая Россия" и Комитета Госдумы по образованию и науке, можно будет внести необходимые поправки перед вторым чтением законопроекта.

Так рассуждают в Общественной палате . Тем временем в Думе пока не намерены откладывать рассмотрение спорного документа: второе чтение запланировано на первую половину ноября. В запасе у парламентариев всего четыре пленарных заседания, оставшихся до завершения последней осенней сессии Думы четвертого созыва. Комитет по образованию и науке уже подготовил таблицу поправок в законопроект, их обсуждение может состояться по предварительным планам 6 ноября на очередном и, очевидно, последнем заседании комитета. Тогда станет ясно, учтут ли депутаты рекомендации Общественной палаты или пойдут своим путем.

Сайт Общественной палаты от 27.10.2007 г.



Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"