Состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 24 января 2006 г. № 24-рп (с изменениями, внесенными Распоряжением от 21 августа 2006 г. № 390-рп)

Фурсенко А.А.

Министр образования и науки Российской Федерации (руководитель межведомственной рабочей группы)

Дворкович А.В.

начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации (заместитель руководителя межведомственной рабочей группы)

Матвиенко В.И.

губернатор Санкт-Петербурга (заместитель руководителя межведомственной рабочей группы)

Титов Б.Ю.

председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (заместитель руководителя межведомственной рабочей группы)

Адамский А.И.

ректор Института образовательной политики «Эврика»

 

 

Булаев Н.И.

председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Вожакин М.Г.

начальник Главного управления кадров Министерства обороны России

Дорошок В.В.

мэр г. Усть-Илимска

Драгункина З.Ф.

член Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (по согласованию)

Емельянова В.В.

начальник государственного управления образования Псковской области

Ивлев Л.Г.

заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике

Карабасов Ю.С.

ректор Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)

Карачинский A.M.

руководитель рабочей группы по реформированию образования Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)

Кезина Л.П.

руководитель Департамента образования г. Москвы

Козак Д.Н.

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

Козлов В.В.

вице-президент Российской академии наук

Кузьминов Я.И.

ректор Государственного университета – Высшей школы экономики

Литовченко С.Е.

исполнительный директор Ассоциации менеджеров

Молчанов Д.В.

директор Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Аппарата Правительства Российской Федерации

Разбивная Г.А.

министр образования и по делам молодежи Республики Карелия

Рачевский Е.Л.

директор центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы

Реморенко И.М.

заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России (секретарь межведомственной рабочей группы)

Свинаренко А.Г.

заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Стронгин Р.Г.

ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

Стулова Я.М.

заведующая учебной частью средней школы № 5 г. Нелидово Тверской области

Устинов А.В.

заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли России

Хлопонин А.Г.

губернатор Красноярского края

Шарков А.С.

заместитель начальника департамента Референтуры Президента Российской Федерации

Щеблыгин С.Е.

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (по согласованию)

 

 

ПРОЕКТ СПРАВКИ "О мерах по развитию образования в Российской Федерации...(Сайт министерства образования и науки РФ)

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные 9 декабря 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации (протокол N 47, раздел I), предусматривают:

1. Повышение качества профессионального образования.

2. Обеспечение доступности качественного общего образования.

3. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.

4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

5. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

В соответствии с этими приоритетными направлениями на период до 2010 года был разработан, согласован и утвержден комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 N АЖ-П44-2534).

Реализуя указанный комплекс мероприятий, на рассмотрение в Правительство Российской Федерации внесены:

1) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления уровней высшего профессионального образования).

Законопроект предусматривает введение уровней высшего профессионального образования:

- I уровень - бакалавриат (3-4 года обучения);

- II уровень - магистратура ( 1-2 года обучения).

Для поступления на обучение по программам второго уровня необходимо предварительно получить степень бакалавра.

По отдельным специальностям и направлениям подготовки сохраняется возможность непрерывного обучения по программам специалитета. Перечень таких специальностей предлагается к утверждению Правительством Российской Федерации.

2) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части дополнительного профессионального образования, государственной и общественно-профессиональной аттестации образовательных программ).

Законопроект предусматривает предоставление права коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования, а также введение профессионально-общественной аттестации и аккредитации дополнительного профессионального образования.

3) Законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда).

Законопроектом предлагается предоставить право объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда.

4) Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения единого государственного экзамена).

Законопроект предусматривает установление новых механизмов и процедур контроля качества образования в части аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающих создание равных стартовых возможностей, доступность среднего и высшего профессионального образования для различных категорий поступающих.

Предполагается также сохранить преимущественное право по зачислению в учреждения среднего и высшего профессионального образования для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

5) Законопроект о "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин).

Законопроектом предусматривается предоставление возможности контрактникам внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных испытаний, создание для них бюджетных подготовительных отделений и установление повышенной стипендии - 3000 рублей в месяц.

Кроме того, с декабря 2004 года выполнен ряд мероприятий, направленных на реализацию принятых приоритетных направлений:

- разработаны и утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в разработке работодателей;

- создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;

- определены механизмы внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей;

- началась практика введения представителей работодателей в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования;

- разработана Концепция участия Российской Федерации в управлении федеральной собственностью в сфере образования;

- подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения об основных принципах оплаты труда работников образования и предложения по ресурсному обеспечению системы образования;

- в регионы направлен пакет рекомендаций по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования и инструктивно-методические материалы по проведению единого государственного экзамена;

- в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год и Федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" реализуются более 170 проектов, направленных на обеспечение условий для выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (создание концепции второго поколения стандарта общего образования, разработка стандартов высшего профессионального образования, разработка моделей деятельности институтов общественного участия в управлении образованием и пр.);

- разработана концепция Общенациональной системы оценки качества образования.

В ведение субъектов Российской Федерации передано 2833 образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, в том числе 2539 учреждений начального профессионального образования и 294 учреждения среднего профессионального образования.

Нормативное подушевое финансирование, реструктуризация сети образовательных учреждений, элементы Общенациональной системы оценки качества образования реализуются в более чем половине субъектов Российской Федерации в рамках программы распространения результатов Проекта "Реформа системы образования", реализуемого за счет средств Займа 4605-RU Международного банка реконструкции и развития.

Для конкретизации задач на ближайшую перспективу следует рассмотреть состояние системы образования Российской Федерации к началу 2005/2006 учебного года.

В системе образования функционируют около 127000 образовательных учреждений. В том числе:

- 45718 дошкольных образовательных учреждений;

- 61613 общеобразовательных учреждений;

- 6026 учреждений начального и среднего профессионального образования;

- 1699 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- 1810 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;

- 10020 образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- 338 учреждений дополнительного профессионального образования;

- 1386 учреждений высшего профессионального образования всех форм собственности, имеющих 2091 филиал.

Среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние системы образования, можно выделить следующие:

1. Продолжается реструктуризация сети образовательных учреждений.

В течение прошедшего 2004/2005 учебного года было ликвидировано 919 образовательных учреждений (в т.ч. 730 в сельской местности). Вместе с тем, темпы сокращения сети образовательных учреждений замедлились: в 2003/2004 учебном году было ликвидировано 1411 учреждений; в 2002/2003 учебном году - 1058 учреждений. Основными причинами ликвидации образовательных учреждений являются:

- сокращение контингента обучающихся за счет изменения демографической ситуации;

- преобразование начальных и основных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования;

- аварийное состояние зданий.

Необходимо отметить и тот факт, что по данным региональных органов управления образования за счет капитального строительства в этом году было введено 434 новых общеобразовательных и дошкольных учреждения (в 2004 году - 356, в 2003 - 239). В том числе, 3 общеобразовательных учреждений в Северной Осетии-Алании, из них 2 школы - в г. Беслане, 11 детских садов и 7 учреждений дополнительного образования детей - в Чеченской Республике.

Вместе с тем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях за последние пять лет сокращается более чем на один миллион учащихся в год. Если в 1999/2000 году обучалось 20 640 000 учащихся, то в 2004/2005 году - 16 009 000 учащихся.

2. Несколько улучшились условия работы общеобразовательных учреждений.

Уменьшилось количество общеобразовательных учреждений, работающих в две смены. В настоящем учебном году в одну смену работают 45 199 учреждений (71,97%), в то время как в 2004/2005 учебном году в 1 смену работало - 42 432 учреждения (69,42%).

Вместе с этим, согласно оперативным данным, общее количество зданий образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, составило 1379 единиц (в 2004 году - 1316). По данным субъектов Российской Федерации, наибольшее количество образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии, располагаются в республиках Саха (Якутия) (73 здания, 10,2% от общего количества образовательных учреждений), Бурятия (119 зданий, 9,3%), Чеченской Республике (28 зданий, 4,3%), Ставропольском крае (110 зданий, 6,2%), Ханты-Мансийском автономном округе (45 зданий, 4,5%).

Снижение числа пожаров в 2005 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 25%, причем, потери при пожарах сократились на 54%. Однако анализ состояния безопасности образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, показывает, что для нормативного обеспечения только противопожарным оборудованием, вузам, ссузам и учреждениям НПО требуется более 2 млрд. рублей.

3. Крайне актуальным остается вопрос обеспечения качества образования.

По оперативной информации на начало августа 2005 года, только 90,7% и 91,1% дошкольных и общеобразовательных учреждений Российской Федерации соответственно имеют лицензию на образовательную деятельность. Также, только 82,7% дошкольных образовательных учреждений и 91,5% общеобразовательных учреждений получили государственную аккредитацию.

Несколько улучшились по сравнению с прошлыми учебными годами показатели по результатам проведения государственной (итоговой) или промежуточной аттестации учащихся. Так, например, в 2005 году оставлено на повторный курс обучения в общеобразовательных учреждениях 53463 человек, отчислено - 10106 человек (в 2004 году - 64417 и 10472 соответственно).

Особое внимание уделяется качеству высшего профессионального образования. Помимо плановых проверок Рособрнадзора, по просьбам губернаторов и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации проведены проверки выполнения государственного образовательного стандарта и лицензионных требований и нормативов в вузах Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей. Из 125 проверенных вузов и филиалов только в 27 учебных заведениях (22%) полностью выполняются лицензионные требования и нормативы, а также требования государственного образовательного стандарта по содержанию и качеству образования. Результаты проверки послужили основанием для ликвидации одного вуза и двух филиалов, приостановления действия лицензий у восьми образовательных учреждений. 83-м образовательным учреждениям направлены рекламации о низком качестве образования. Повторные рекламации могут послужить основанием для лишения вузов государственной аккредитации в целом или по отдельным образовательным программам.

Итоги проверок получили широкий резонанс среди вузовской общественности. В течение этого года вузами заявлено о ликвидации 21-го филиала.



В результате эксперимента по Единому государственному экзамену:

- разработана и апробирована в 78 субъектах Российской Федерации технология проведения ЕГЭ в различных модификациях (в текущем году начато проведение ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации (районы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа));

- создана база контрольных измерительных материалов по 14 общеобразовательным предметам, насчитывающая более 85 тысяч тестовых заданий;

- создана инфраструктура из 78 региональных и федеральных центров обработки информации; все регионы-участники эксперимента имеют выделенные каналы связи; высшим учебным заведениям (вузам) и средним специальным учебным заведениям (ссузам) предоставлена возможность проверить любое свидетельство о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств; разработана автоматизированная единая система приема в вузы;

- на федеральном уровне и в регионах-участниках эксперимента подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ.

В этом году вузы и ссузы 64 субъектов, участвующих в ЕГЭ не первый год, проводят вступительные испытания в форме ЕГЭ на все направления подготовки и специальности, а в 14 субъектах, участвующих в ЕГЭ впервые, вступительные испытания в форме ЕГЭ проводятся на 50 % направлений подготовки (специальностей).

По результатам ЕГЭ выпускников школ:

- неудовлетворительных отметок по разным предметам было от 3,1% до 21,6%;

- отличных отметок - от 6,9% до 24,1%.



4. Перед началом 2005/2006 учебного года имеется небольшой (около 3%) дефицит педагогических кадров.

Система общего образования испытывает нехватку педагогов по русскому и иностранному языкам, литературе, математике, физике, физкультуре, информатике, основам безопасности жизнедеятельности.

Общесистемной проблемой в сфере образования является не просто низкий уровень заработной платы, а неудовлетворительный рост оплаты труда по отношению к средней заработной плате по стране, к прожиточному минимуму и к стоимости потребительской корзины. Это существенно снижает мотивацию учителей и преподавателей к педагогическому труду, тем более к активному участию в модернизации образования.

С 1 сентября т.г. оплата труда работников бюджетной сферы будет проиндексирована в 1,11 раза. В 2006 г. ставки заработной платы (оклады) возрастут в среднем на 20 процентов. Вместе с тем реальное увеличение оплаты труда подавляющего большинства работников образования с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России индекса потребительских цен будет незначительным. Прогнозируется, что среднегодовой прожиточный минимум для трудоспособного населения за 2006 год составит 3250 руб., что больше тарифной ставки (оклада), соответствующей 14 разряду ЕТС (оплата труда 98,2% педагогических работников осуществляется с 7 по 15 разряды).

В связи с этим пристальное внимание предстоит уделить новым механизмам оплаты труда работников образования, оптимизации бюджетных расходов.

5. По прогнозной оценке в текущем году совокупные расходы на образование за счет всех источников составят более одного триллиона рублей (5,1% от ВВП), в том числе:



расходы бюджетов всех уровней - 608 млрд. руб. (3,1% ВВП),

расходы населения - 376 млрд. руб. (1,9% ВВП),

расходы предприятий - 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).

Несмотря на то, что за период с 2000 по 2005 годы бюджетные расходы на образование выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, а в профессиональном образовании - в 1,7 раза, по сравнению со странами-членами ОЭСР (с поправками на паритет покупательной способности) они остаются крайне низкими. В расчете на одного обучающегося в системе общего образования они ниже в 2,5 раза, а в системе профессионального образования почти в 10 раз.

6. Характерные для современной России демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в сфере образования на всех его уровнях. В среднесрочной перспективе особенно это отразится на приемах в учреждения профессионального образования, т.к. будет иметь место значительное сокращение выпуска учащихся из 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ.

В текущем году выпуск из 9-х классов сократился по сравнению с 2004 г. на 265,6 тыс.человек (12,3%), а в 2010 г. сократится на 858,6 тыс. человек (39,7%). Выпуск из 11-х классов сократился соответственно на 55,8 тыс. человек (4,0%) и в 2010 году произойдет сокращение на 588,2 тыс. человек (42,2%).

Контрольные цифры приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005год установлены в объеме 585582 человека, в том числе по очной форме обучения - 403521 человек, что меньше контрольных цифр приема на 2004 год соответственно на 25244 и 3639 человек. Сокращены неоправданно завышенные приемы по непрофильным для вузов направлениям подготовки.

Установление государственного задания на подготовку специалистов позволит определять контрольные цифры приема молодежи в федеральные учреждения высшего профессионального образования с учетом баланса перспективной потребности рынка труда и трудоустройства выпускников вузов, демографической ситуации, позволит пересмотреть подходы к определению количественных параметров бюджетного финансирования высшего образования, предусмотренных Федеральным законом
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Для решения указанных проблем необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти, муниципалитетов, общественных объединений, работодателей и т.д.

Одним из основных инструментов обеспечения таких совместных действий является проектно-программная деятельность.

В рамках выступления Президента Российской Федерации Путина В.В. на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Российской Федерации заявлены следующие приоритетные национальные проекты:

1. Государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В общей сложности за два года по результатам общественной экспертизы должны получить поддержку проекты и программы развития не менее чем 6000 школ и 30 вузов. Размер такой поддержки для общеобразовательных учреждений должен составлять 1 млн. рублей, для учреждений высшего образования - около 500 млн. рублей. Эти ресурсы при реализации программ развития школ и вузов могут быть направлены на переподготовку педагогов, привлечение преподавателей и консультантов; обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, в том числе закупку программного обеспечения; проведение ремонтных работ; разработку учебно-методических материалов.

2. Предстоит установить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Эти средства должны быть непосредственно выплачены учителям. При этом совместно с регионами предстоит разработать прозрачный механизм материального поощрения учителей, учитывающий конкретные результаты педагогического труда, достигаемые за счет владения современными образовательными технологиями и другие критерии.

3. Следует поддержать активных пользователей информационных технологий обучения. Это предполагает разработку и организацию работы федерального портала дистанционных программ обучения, подключение школ и вузов к системе Интернет. Предполагается, что не менее 20 000 школ и 100 вузов должны получить современное компьютерное оборудование.

4. Предстоит создать на базе уже действующих вузов и академических центров новые университеты в Южном и Сибирском федеральном округах, а также открыть бизнес-школы для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Деятельность данных образовательных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, развитие предпринимательской активности и современных технологий управления. В общей сложности за два года на создание одного нового университета потребуется около 3 млрд. рублей, на строительство и оснащение одной бизнес-школы - около 1,5 млрд. рублей.

5. Перспективной становится поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. В основном это касается учащихся и студентов, имеющих выдающиеся показатели в учебе (победители олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодых изобретателей и ученых; юных граждан, совершивших подвиги и героические поступки. Вместе с выделением 5 тысяч индивидуальных грантов по 60 тыс. рублей предстоит отобрать и обеспечить поддержку около 100 молодежных проектов в объеме около 800 тыс. рублей каждый. У активных молодых людей появится возможность войти в состав участников федеральной базы данных талантливой молодежи. Это позволит участвовать в стажировках на успешных предприятиях, тренингах и семинарах.

6. Предстоит разработать механизмы предоставления возможностей военнослужащим срочной службы получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, возможностей контрактникам готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Создание каждого из 100 учебных центров в армии обойдется приблизительно в 5 млн. рублей. Не менее 5000 контрактников должны получить возможность в армии готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

7. В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников, следует установить дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. В особенности федеральная поддержка должна распространяться на классных руководителей в классах с высокой наполняемостью. В общей сложности предстоит поддержать около 1 млн. учителей.

Для реализации данных приоритетных национальных проектов предстоит согласованно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать порядок и критерии материального поощрения лучших учителей и талантливой молодежи; отбора инновационных учреждений общего и высшего профессионального образования, молодежных проектов.

Таким образом, в рамках заявленных национальных проектов планируется поддержка конкретных инициатив педагогов и образовательных учреждений. При проведении процедур отбора инновационных школ, вузов, молодежных проектов принципиально важным станет становление институтов гражданского общества, способных оказывать непосредственное влияние на образовательную деятельность и молодежную политику. Складывающиеся союзы попечителей и работодателей, объединения родителей и выпускников школ, экспертные сообщества, журналистские организации должны получить возможность стать активными участниками изменений в сфере образования. Это также будет способствовать необходимым институциональным изменениям в системе образования. Вовлечение общественных институтов в распределение дополнительного ресурса в образовании приведет к формированию институциональной базы модернизации образования, когда инициаторами изменений станут граждане, а не только лишь представители органов управления образованием. Появляется уникальная возможность предоставить обществу решать - как с помощью гражданских институтов обеспечить приоритетное развитие образования в стране. Для этого, в частности, предлагается в 2006 году провести общенациональный конгресс гражданских организаций, посвященный проблемам развития образования, анализу складывающейся практики реализации приоритетных общенациональных проектов.

Лучшие разработки инновационных образовательных учреждений, конкретных учителей и преподавателей должны быть описаны и распространены. На основе наиболее продуктивных образовательных инициатив планируется осуществлять апробацию ключевых нормативных правовых изменений в системе образования. Главным образом, такая работа должна проводиться в рамках федеральных целевых программ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации
"Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). 11 августа на заседании Правительства РФ утвержден перечень федеральных целевых программ на 2006 год, в который включена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (протокол заседания Правительства РФ от 11 августа 2005 г. N ПП-32).

ФЦПРО разработана на основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Разработка данной программы связана с окончанием в 2005 году действия Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды".

Реализация мероприятий ФЦПРО носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образования. Это позволит проводить единую федеральную образовательную политику, решить проблему диспропорций в развитии региональных систем образования и сформировать единое образовательное и информационное пространство.

Основной стратегической целью ФЦПРО является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Для достижения стратегической цели предполагается решение следующих задач:

1. Совершенствование содержания и технологий образования.

2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

3. Повышение эффективности управления в системе образования.

4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Достижение стратегической цели и решение задач ФЦПРО обеспечиваются реализацией системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности.

Решение задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается выполнением системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:

1. Развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

2. Оптимизация нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей.

3. Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора обучающимися индивидуальных учебных планов.

4. Изменение структуры и введение новых государственных образовательных стандартов общего образования.

5. Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.

6. Введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.

7. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

8. Реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Решение задачи развития системы обеспечения качества образования достигается реализацией системы программных мероприятий по следующим направлениям:

1. Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций в части нормативно-методического и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации в соответствии с тенденциями развития современной системы образования.

2. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений.

3. Совершенствование механизмов признания документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг.

4. Завершение эксперимента, корректировка основных его результатов и переход к поэтапному введению единого государственного экзамена на всей территории Российской Федерации, что позволит повысить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, обеспечить преемственность общего и профессионального образования, а также обеспечить государственный контроль и управление качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников.

5. Создание Общенациональной системы оценки качества образования, направленное на выработку механизмов и инструментария объективной оценки качества образования, согласованных по всем уровням и ступеням образования.

6. Совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также гармонизации отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров с международной практикой.

Решение задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается выполнением системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:

1. Внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.

2. Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования. Выделение в системе высшего профессионального образования инновационных вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования.

3. Внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

4. Повышение эффективности институционального управления в условиях изменений организационно-правовых форм деятельности учебных заведений и в соответствии с приоритетами развития сферы образования, которое обеспечит условия для роста экономической самостоятельности образовательных учреждений, усилит их ответственность за конечные результаты деятельности, повысит результативность и прозрачность финансирования сферы образования.

5. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

6. Совершенствование системы управления образованием, в том числе, на основе эффективного использования ИКТ в рамках единого образовательного пространства.

Решение задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается выполнением системы программных мероприятий по следующим направлениям:

1. Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования.

2. Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование.

3. Реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов.

Особое внимание при решении указанной задачи предстоит уделить вопросам модернизации механизмов бюджетного финансирования образования, обеспечению перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В особенности это касается введения нормативного финансирования образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося, образовательных субвенций, субсидий и кредитов.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных ФЦПРО, разработана система показателей, характеризующих ход реализации программы и воздействие программных мероприятий на состояние системы образования.

Среди наиболее важных показателей реализации программы можно выделить следующие:

- разработка и внедрение принципиально новых стандартов образования по более чем 60% образовательных областей;

- количество программ профессионального образования, имеющих международное признание, увеличится в 1,3 раза по отношению к уровню 2005 года. Это станет позитивным фактором вхождения России на международный рынок труда;

- в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом увеличится доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий;

- прогнозируется повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до среднего по странам ОЭСР (сейчас Россия занимает 30 место в рейтинге качества образования при среднем для стран ОЭСР - 20).

Реализация ФЦПРО запланирована в три основных этапа:

Первый этап - 2006-2007 годы. На этот период предусмотрена разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация, а также начало масштабных преобразований и экспериментов.

Второй этап - 2008-2009 годы. На данном этапе приоритет отдается мероприятиям, обеспечивающим создание условий для реализации эффективных моделей, разработанных в рамках первого этапа.

Третий этап - 2010 год. В этот период реализуются мероприятия, направленные, в основном, на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На достижение основной цели и решение задач развития образования, кроме средств федерального бюджета предполагается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования. Также планируется привлечение средств из внебюджетных источников.

Для реализации ФЦПРО запланировано следующее финансовое обеспечение:

Источники финансирования

Объем финансирования, в том числе по годам (млн. руб.)

всего

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

61952,35

9485,20

10360,97

12740,85

13622,23

15743,11

Федеральный бюджет

45335,02

7847,7

7518,44

9300,87

9836,08

10831,93

Прочие источники в том числе:

16617,33

1637,5

2842,53

3439,98

3786,15

4911,18

Бюджеты субъектов Российской Федерации

12501,75

1161,23

2133,82

2486,79

2831,63

3888,28

Внебюджетные источники

4115,58

476,27

708,71

953,19

954,52

1022,9



В результате реализации ФЦПРО будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания Общенациональной системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования. Также будет обеспечено опережающее развитие ряда отечественных вузов, как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

Вместе с тем, принимаемые меры не обеспечивают необходимого темпа и эффективности преобразований в сфере образования. Успешная реализация приоритетных направлений развития образования затруднена, в том числе, из-за неполноты полномочий федеральных органов управления образованием. Прежде всего, необходимы полномочия по обеспечению совместной деятельности, координации взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, заинтересованной общественности в деле последовательного обновления системы образования.

Эффективное выполнение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетных национальных проектов невозможно без адекватного изменения законодательной и нормативной правовой базы.

Необходимо внесение изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты:

1. Необходимо изменение механизмов регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти в сфере контроля качества образования, установлении их полномочий при лицензировании, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений и реализации мер по контролю качества образования.

До настоящего времени оценка и контроль качества образования проводились структурно разрозненными, нормативно и методически не связанными подразделениями органов управления образованием практически всех ветвей федеральной и региональной власти, муниципальных органов. В течение десяти лет после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" не удалось сформировать государственную аттестационную службу. Все это сказалось и продолжает сказываться на снижении качества образования.

В связи с этим необходимо пересмотреть положения действующего законодательства в области образования с учетом возможности создания уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, передав им функции лицензирования, аттестации, государственной аккредитации, а также надзора за деятельностью образовательных учреждений и контроля качества образования в образовательных учреждениях соответствующих типов.

На федеральном уровне предлагается проведение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензирования, аттестации, государственной аккредитации в высших учебных заведениях, федеральных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, реализуемых в научных организациях.

На региональном уровне - проведение лицензирования, аттестации, государственной аккредитации и контроля качества образования в иных образовательных учреждениях (начального и среднего профессионального образования, общего образования и т.д.). Проведение данных процедур должно осуществляться структурами, аналогичными Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и независимыми от органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Данные структуры должны создаваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Объективность принятия решений может быть обеспечена независимостью созданных структур от органов управления образованием, привлечением к оценке качества образования представителей объединений работодателей и других общественных организаций, обучающихся, родителей и т.д.

2. Эффективное управление в системе образования невозможно без наличия в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих норм о привлечении лиц и организаций, не исполняющих или нарушающих законодательство об образовании, к ответственности.

С учетом специфики реализации права на образование и возникновения образовательных правоотношений, представляется целесообразным дополнить главу 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об образовании.

> Данная норма должна устанавливать ответственность за следующие виды правонарушений:

нарушение законодательства Российской Федерации об образовании должностными лицами и организациями с наложением административного наказания в виде административного штрафа;

нарушение законодательства Российской Федерации об образовании должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, с наложением административного наказания в виде дисквалификации;

нарушение условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, должностными лицами и организациями с наложением административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа;

осуществление образовательной деятельности без лицензии с наложением административных наказаний на юридических лиц, а также их должностных лиц в виде предупреждении, административного штрафа, дисквалификации;

нарушение порядка хранения, выдачи и учета документов государственного образца об образовании должностными лицами с наложением административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа или дисквалификации.

3. Выступая на торжественном вечере выпускников общеобразовательных учреждений 20 июня 2005 года, Президент Российской Федерации Путин В.В. предложил внести изменения в действующее законодательство об образовании для того, чтобы "такие понятия, как общее образование и так называемое полное среднее, были идентичными, чтобы именно оно - общее среднее образование - было и обязательным, и бесплатным".

Сегодня в России около 15 % молодых людей не получают среднего (полного) общего образования. Однако совершенствование производственных технологий, развитие инновационной экономики и наукоемких отраслей промышленности предъявляют все большие требования к образованию граждан.

В настоящее время в Российской Федерации общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, что соответствует двум уровням общего образования - основное общее образование и среднее (полное) общее образование.
Уровни образования Основное общее Среднее (полное) общее
Ступени образования Начальное общее Основное общее Среднее (полное) общее
Классы 1-4 5-9 10-11


В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации уровень основного общего образования является обязательным.

В связи с этим предлагается введение обязательного среднего (полного) общего образования посредством законодательного установления в Российской Федерации одного уровня общего образования - основное общее образование с общим сроком обучения 11 лет, состоящего из трех ступеней: начальное общее образование, базовое общее образование и среднее (полное) общее образование.
Уровни образования Основное общее

Ступени образования Начальное общее Базовое общее Среднее (полное) общее
Классы 1-4 5-9 10-11


Название единого уровня общего образования "основное общее образование" будет также соответствовать разделению общеобразовательных программ согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" на основные общеобразовательные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

Для введения единого уровня общего образования необходимо внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Также потребуется внесение изменений в структуру и содержание государственных образовательных стандартов, перечень типов образовательных учреждений, типовые положения об образовательных учреждениях, механизм итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и другие нормативные правовые акты, а также качественное изменение подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

С введением обязательного среднего (полного) общего образования необходимо будет установить обязанности образовательных учреждений, принимающих на обучение лиц, освоивших ступень базового общего образования, реализовывать программы среднего (полного) общего образования.

Указанные законодательные и нормативные правовые изменения потребуют тщательной апробации моделей введения обязательного среднего (полного) общего образования. Необходимо будет апробировать более доступные для освоения стандарты среднего (полного) общего образования, которые должны включать в себя в большей степени осваиваемые учащимися способности и компетентности, нежели чем объем запоминаемой информации. Указанные компетентности могут быть освоены как на материале учебных предметов инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, так и на материале образовательных программ начального профессионального образования.

Актуальность приобретет введение в структуру стандартов условий осуществления образовательной деятельности, что обеспечит равные возможности обучающихся в освоении программ среднего (полного) общего образования. Предстоит также обеспечить распространение новых образовательных технологий, способствующих обучению максимального количества школьников. Особое внимание должно быть уделено нормативным правовым и экономическим механизмам введения обязательного среднего (полного) общего образования.

В перспективе также одной из задач станет возможное обновление структуры общего образования, имея в виду введение ступени предшкольного (элементарного) общего образования и трехлетней старшей школы.

4. Для качественного выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо в полной мере обеспечить выполнение всех полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации в области образования.

Вместе с тем, для согласования и обеспечения соответствия процессов развития и функционирования, в ближайшей перспективе на федеральном уровне также необходимо:

- расширить полномочия институтов общественного участия в управлении образованием: попечительских советов, педагогических советов, советов образовательных учреждений и пр. (в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ "Об образовании");

- установить перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование (в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона РФ "Об образовании");

- утвердить положение о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала (в соответствии с п.п. 21 п. 3 ст. 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

- утвердить положение о подготовке научно-педагогических и научных работников (согласно пп. 13 п. 3 ст. 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

- продолжить разработку и утверждение федеральных компонентов государственных образовательных стандартов второго поколения, базисных учебных планов и примерных программ курсов дисциплин (согласно п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона РФ "Об образовании");

- установить формы документов об уровне образования и (или) квалификации государственного образца;

- утвердить положение о медалях, порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений;

- утвердить положение о Всероссийской олимпиаде школьников (в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании");

- утвердить перечень вступительных испытаний в соответствии с профилем подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- утвердить положение об экстернате (согласно пп. 2 п. 3 ст. 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

- утвердить положение об учебной и производственной практике;

- утвердить положение о регламентации экспериментальной деятельности в системе образования;

- приступить к согласованию назначения руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации (в соответствии с п. 6 ст. 29 Закона РФ "Об образовании").

Также в ближайшее время актуальной станет разработка следующих актов Правительства Российской Федерации:

- перечня направлений подготовки и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается (в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании");

- порядка утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения (в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ "Об образовании");

- нормативов финансирования федеральных государственных образовательных учреждений (в соответствии с п. 3 ст. 41 Закона РФ "Об образовании");

- порядка определения объема и структуры приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета (в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона РФ "Об образовании");

- порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (п. 11 ст. 28 Закона РФ "Об образовании").

Создание и выполнение указанных нормативных правовых документов, комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образования в целом, невозможно без Общенациональной системы оценки качества образования. Для ее становления в ближайшей перспективе необходимо отработать механизмы:

- осуществления проверок в соответствии с п. 6 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об образовании", которым предусмотрено, что федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора;

- направления руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства (по аналогии с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора), рассмотрения дел об административных правонарушениях.

- научно-методического обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений в различных формах;

- организации переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов, привлекаемых для осуществления полномочий в сфере контроля качества образования (в настоящее время в органах управления образованием, образовательных и научных организациях практически отсутствуют специалисты, обладающие квалификацией, требуемой для выполнения деятельности по надзору за исполнением законодательства, проведению лицензионной и аттестационной экспертизы, внеочередному контролю выполнения лицензионных требований и т.д.).

Данные механизмы позволят обеспечить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки на федеральном уровне.

***

Комплексное выполнение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, указанные законодательные и нормативные правовые изменения, взаимодействие федеральных и региональных органов власти, институтов гражданского общества и работодателей станет основой для эффективной реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

Обсудить в форуме .

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"