Качество образования не волнует чиновников.

Комиссия Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации 15 октября обсудила результаты экспертизы нового закона о государственных образовательных стандартах, уже принятого Государственной Думой в первом чтении. Выводы оказались неутешительными – хотя принятие подобного закона давно назрело, исполнение оказалось не самым удачным.

Руководитель рабочей группы по экспертизе законопроекта Александр Адамский охарактеризовал закон как важный этап, открывающий перспективы дальнейшей модернизации образования в России: «Этот закон – та рамка, которая даёт возможность развиваться другим направлениям, - считает он. – Но при этом не определен предмет законодательного регулирования, непонятны основные понятия, используемые в законе». По мнению рабочей группы, в закон следует добавить отдельную главу, которая будет давать определения используемых в законе терминов «примерная образовательная программа», «обязательная часть основной образовательной программы», «требования к результатам освоения образовательных программ».

Впрочем, по мнению экспертов, если законопроект в предложенном виде может оказать положительное влияние на среднее образование, то для высшей школы, а также послевузовского образования он означает шаг назад. «Законопроект позволяет законсервировать всё в худшем виде. Он не обеспечивает ни единства образовательного стандарта, ни качества образования. Не предусмотрена обязательность принятия специальных стандартов для детей с ограниченными возможностями. Установлен минимальный срок обновления стандартов для высшей школы раз в 10 лет, что неприемлемо в современных условиях», - с таким комментарием выступил профессор Высшей школы экономики Владимир Шадриков .

Итоги подвел председатель комиссии Ярослав Кузьминов : «Не урегулирована проблема перехода между образовательными учреждениями, не прописана процедура формирования стандарта, не предполагается участие профессионального сообщества в выработке образовательных стандартов и их связь со стандартами профессиональными. В законе нет ни одного упоминания вопросов качества образования». В таком виде, по мнению председателя комиссии, закон принимать нельзя, и во время второго чтения Госдума должна принять необходимые поправки. «Гонка с принятием закона связана с политическими причинами, нет необходимости принимать закон прямо сейчас в таком виде. В очередной раз мы имеем пустой документ, подготовленный чиновниками для галочки о выполнении поручения», - заявил Ярослав Кузьминов, вспомнив принятие Закона об обязательном полном среднем образовании.

Комитет Государственный думы по образованию и науке рассмотрит законопроект 24 октября, и до этого срока комиссия планирует провести консультации с парламентом, Министерством образования и науки и объединениями работодателей и внести ряд существенных поправок.

Вторым пунктом в повестке дня стояло утверждение заключения экспертной группы, рассматривавшей ситуацию на социологическом факультете МГУ. Ярослав Кузьминов согласился, что «ситуация на соцфаке сложная и требует участия как общественности, так и профессионального сообщества (социологов). Социологический факультет МГУ – кузница кадров для всей российской социологии, а потому ситуация на факультете не может не вызывать общей тревоги», - заявил он. В то же время он подчеркнул, что разрешение конфликтной ситуации на социологическом факультете находится в исключительной компетенции МГУ, и, исходя из этого, комиссия должна рекомендовать действовать исключительно в рамках устава университета и принципов демократического самоуправления. В итоговое заключение рабочей группы будут внесены соответствующие поправки, после чего оно будет направлено руководству МГУ, Министерству образования и другие заинтересованные ведомства.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Сайт Общественной палаты РФ от 17.10.2007г.

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"