Материалы к выступлению
Министра А.А.Фурсенко на Правительственном часе
в Государственной Думе Российской Федерации

Комплексная модернизация образования
как механизм обеспечения инновационного развития
социально-экономической сферы

Москва, 3 сентября 2008 г.

Уважаемый председательствующий! Уважаемые депутаты и приглашенные!

Как Вы знаете, в Правительстве завершается разработка концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до две тысячи двадцатого года). Ее стратегическая цель - перевод страны на качественно новый, инновационный, уровень развития.

Образованию в инновационном сценарии принадлежит особая роль - двигателя системных изменений в экономике и обществе. Современное образование - (не столько один из результатов инновационного развития, сколько) необходимое условие его осуществления. Исходя из стратегических задач концепции Правительством при участии субъектов Российской Федерации подготовлен проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы).

Перед началом нового учебного года в регионах на традиционных августовских педсоветах прошло широкое обсуждение актуальных задач программы. Вчера (2 сентября с.г.) проект программы подробно рассматривался на коллегии Министерства с участием представителей заинтересованных структур. В ближайшие дни с учетом состоявшихся обсуждений он будет направлен для рассмотрения в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

На февральском заседании Совета, когда подводились итоги первого этапа реализации приоритетных национальных проектов, было принято решение о развитии их результатов и преобразовании в соответствующие программы. В отношении образования это решение стало логичным продолжением итогов подробного обсуждения хода модернизации отрасли на сентябрьском заседании Совета в Белгороде с участием лидеров фракций Госдумы. Тогда была обозначена необходимость разработки современной модели образования, определены основные подходы к ее формированию. Они и положены в основу программы, цель которой - начать внедрение современной модели образования.

Комплексный характер программы состоит в том, что она по срокам, задачам, направлениям, ключевым действиям полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития.

С другой стороны, комплексный характер программы - в том, что она построена преемственно и последовательно по отношению к Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, одобренным Правительством в 2004 году и задавшим основные векторы модернизации отрасли. Основные задачи, поставленные в рамках Приоритетных направлений, выполнены и получили нормативное закрепление. (Новая программа представляет собой следующий этап развития образования в соответствии с новым этапом развития страны).

Комплексный подход заключается также в системном применении результатов приоритетного национального проекта, новых проектных принципов и механизмов, ускоривших обновление отрасли. Речь идет о конкурсном выявлении и поддержке лидеров, открытости системы образования и участии общественных институтов в управлении и оценке качества, стимулировании необходимых изменений и результатов в логике "деньги в обмен на обязательства" и "деньги в обмен на эффективность". И, кстати говоря, один из важнейших уроков нацпроекта - необходимость повышения комплексности принимаемых решений. Например - обеспечения интеграции исследований, образования и производства.

В подготовленной программе механизмы национального проекта взаимоувязаны с федеральной целевой программой развития образования как законодательно установленной организационной основой государственной политики в сфере образования и задают четкие ориентиры и проектные рамки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию образования.

Теперь о содержании программы и соответствующего раздела концепции долгосрочного развития. Отмечу, что в проект вошли основные меры по модернизации профессионального образования, которые мы обсуждали на "Правительственном часе" в марте этого года.

Весь комплекс предлагаемых мер охватывает четыре базовых направления.

Первое - формирование инструментов социального развития, совершенствование общественных отношений. Именно через образование закладываются основы гражданского общества и социальной активности, взаимной доброжелательности и поддержки, успешной социализации, полноценной самореализации, высокой социальной мобильности каждого человека. Действия программы по этому направлению расширяют возможности:

для полноценного общения дошкольникам и их семьям;

для более полной самореализации одаренной молодежи, инвалидов, мигрантов;

для получения качественного образования всем группам населения независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения (в том числе через развитие адресных стипендий, образовательного кредитования, включая сопутствующие кредиты, строительство и реконструкцию общежитий при ведущих вузах и т.д.).

Второе направление нацелено на то, чтобы, получая базовое образование в рамках стандарта, все ученики и студенты развивали востребованные сегодня и в будущем творческие способности, умения добывать и применять знания, инициативность и ответственность - т.е., осваивали инновационное поведение.

Это будет обеспечено через реализацию принятых законов о новой структуре федерального государственного образовательного стандарта, обязательном общем образовании, уровневом образовании, интеграции образования и науки, а также об автономных учреждениях и фондах целевого капитала. Все новые стандарты профессионального образования будут формироваться (и уже формируются) с обязательным участием работодателей.

Будет активно меняться структура сети образовательных учреждений и организаций, в том числе - начнется формирование сети федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Соответствующий законопроект в установленном порядке внесен в Госдуму, и мы надеемся, что до конца этого года он будет принят. Сеть новых университетов предназначена для решения стратегических задач инновационного развития. Другие востребованные структурные изменения по мере их апробации также должны будут найти отражение в образовательном законодательстве. Например, на встрече в марте мы обсуждали одно из них - создание прикладного бакалавриата.

Все нововведения подкреплены адекватной работой по ресурсному обеспечению (обновление информационной базы, образовательных и управленческих технологий и, квалификации преподавательского и управленческого корпуса и т.п.). Ряд из них, в первую очередь, организационно-финансовые механизмы: подушевое финансирование, новая оплата труда, - в настоящее время широко апробируется в общем образовании в рамках региональных комплексных проектов и по их завершении будет распространен на другие уровни.

Наряду с современным базовым образованием в условиях динамичной инновационной экономики мы должны обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. Поэтому третье направление - создание современной гибкой системы непрерывного образования. Предусмотрены меры по поддержке как организаций, предлагающих качественные программы освоения квалификаций, так и потребителей - жителей и работодателей, желающих освоить эти программы или обучить работников. Кроме того, будет поддерживаться создание региональных и отраслевых центров получения и присвоения квалификаций, в том числе на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.

И направление, являющееся своего рода гарантией реализуемости трех остальных направлений работы, - создание механизмов обратной связи образования и общества.

Здесь, во-первых, предусматриваются работы по совершенствованию системы оценки индивидуальных образовательных достижений, в том числе - в социальной, проектной деятельности, как основы для получения следующего уровня образования. Они будут опираться на обновленное законодательство в части образовательных стандартов и независимой объективной аттестации выпускников.

Кроме того, предусмотрены меры по развитию системы исследований качества образования, участию в сопоставительных исследованиях, ужесточению лицензионных и аккредитационных требований.

Мы планируем активно поддерживать развитие общественно-профессиональных форм аттестации, аккредитации, рейтингования образовательных организаций и программ. Этому во многом способствует принятый закон о саморегулируемых организациях. Мы сейчас исследуем потенциал саморегулируемых организаций в образовании и планируем полноценно его использовать.

Перечисленные меры отражены в основных направлениях деятельности Правительства на 2009 - 2012 годы в части обеспечения удовлетворения потребностей граждан в современном образовании.


По всем мероприятиям сформулированы контрольные и целевые индикаторы, которые позволят прозрачно отслеживать успешность их выполнения.

(Первая часть показателей фиксирует институциональные изменения - долю учреждений, финансируемых по нормативу и перешедших на новую систему оплаты труда, имеющих орган государственно-общественного управления и публичную отчетность, долю муниципалитетов, имеющих институты поддержки семейного воспитания, количество центров сертификации квалификаций. Вторая часть - позволяет отслеживать социально-экономические эффекты, такие как доля жителей, получающих непрерывное образование, доля обучающихся в современных условиях, доля старшеклассников, получивших наряду с общеобразовательной профессиональную подготовку и т.д.)

Так, принятые за последнее время меры позволили повысить охват детей дошкольными образовательными услугами до 60 процентов и практически достичь уровня 90-х годов. К 2012 году предлагаемые меры позволят повысить его до 65 процентов, а долю первоклассников, осваивавших программы для старших дошкольников - до 75 процентов.

Доля обучающихся в современных условиях (а это означает полную оснащенность современным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и санитарных норм) до начала нацпроекта составляла менее 15 процентов. Сейчас этот уровень - порядка 30%. В 2009 году мы планируем довести этот показатель до 50, а в 2012 году - до 70 процентов.

В рамках нацпроекта порядка 10 процентов образовательных организаций начали систематически размещать в Интернете отчеты об образовательной и хозяйственной деятельности. В 2012 году это будут делать все образовательные организации.

Сегодня в среднем зарплата работников образования не достигает 70 процентов от средней по промышленности. Если не учитывать совместительства и работу на несколько ставок, то менее 5 процентов педагогов и преподавателей получают больше, чем в среднем по экономике в регионах. Уже сейчас с введением НСОТ в пилотных регионах начались серьезные подвижки, и к 2012 году, с массовым введением новых систем оплаты труда, мы рассчитываем, что доля возрастет приблизительно до трети.

Доля граждан, получавших в текущем году непрерывное образование (включая самообразование) составляет на сегодня в России чуть более 20 процентов, что почти в 2 раза меньше, чем в среднем в развитых европейских странах. К 2012 году мы планируем вплотную приблизиться к среднеевропейским показателям.

Комплексная реализация предлагаемых мер, на наш взгляд, позволит сделать образование эффективным механизмом инновационного развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективу. Поэтому мы рассчитываем на их поддержку со стороны депутатов.

В рамках программы будут продолжены работы по созданию нового интегрированного законодательного акта по образованию, о котором я докладывал в марте. В нем планируется комплексно, системно описать все ключевые изменения и тенденции в образовании, задающие стратегические ориентиры развития. В 2009 году предстоят основные разработки, а к 2010 году проект документа будет готов к широкому обсуждению.


Сайт mon.gov.ru/пресс-центр/новости



Rambler's Top100
Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"