Родительский меморандум

Родительский меморандум "О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИНЦИПА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ" внесен инициативной группой:
И.А. Литвененко - Руководителем Общественно-политического проекта "Собрание родителей", Л.О. Павловой - Заместителем  Председателя  ООД  "Всероссийское родительское собрание", членом  Правления Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет", Д.Л. Сапрыкиным - Руководителем Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН, Л.А. Курбатовой - Заместителем Председателя Общероссийского общественного движения "Российский союз за здоровое развитие детей", А.Н. Савельевым -Президентом Фонда "Русский информационный центр", А.В. Курбатовым - Членом ЦК Общероссийского общественного движения "Образование для всех" , Игуменом Августином (Анисимовым) - Настоятелем Храма в честь иконы Пресвятой Богородицы "Благодатное небо", Иереем Алексием Дарашевичем - Настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленово.


«Любовь родителей к детям и детей к родителям – одно из сильнейших и наиболее высоких чувств и оснований. Сама природа вложила в сердце родителей и детей это святое чувство. Отсутствие его или слабое его проявление всегда считалось нарушением нравственного и естественного закона» (К.В. Ельницкий).

Образ прославленного Православной Церковью  Государя Николая IIи его семьи -   Царицы Александры, Цесаревича Алексея, Царевен Анастасии, Марии, Татьяны и Ольги истинно свидетельствуют нам о любви родителей к детям и детей к родителям, единстве семьи и народа.




Родители – это семья ребенка. Семья - ключевая социальная группа – основа общества и государства. Трудно переоценить значение родителей, семьи в ОБРАЗОВАНИИ и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Государственный приоритет в вопросах обеспечения  стабильности семьи, гарантия со стороны государства и Президента России  прав родителей (законных представителей) в области образовании, преимущественных прав на воспитание ребенка и возможности обеспечения своих конституционных родительских обязанностей - это залог стабильности государства и общества.
Права и обязанности родителей в вопросах образования и воспитания, закреплены в Конституции России (ст.38 и ст.43), являются высшей государственной ценностью и должны определять суть государственной образовательной политики. Роль родителей как непосредственных участников образовательного процесса и их обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования отражена в Законе «Об образовании в РФ». Однако на практике отсутствуют реальные механизмы участия родителей в образовательном процессе и управлении общеобразовательным учреждением. Современная школа остается закрытой для родительской общественности. Права родителей ущемляются, создаются  искусственные условия для отделения родителей  от ребенка.
19 ноября 2007 года в  Кремле состоялась встреча Президента России В.В. Путина  с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества. Говоря об имеющемся опыте «преподавания знаний о религии» и «духовно-нравственного воспитания», Президент отметил, что «все эти формы имеют право на существование», но при этом «при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности». Важнейшим приоритетом при этом является  "… возрождение семейных ценностей и изменение отношения людей к институту семьи и вопросам воспитания детей возможно только усилиями всего общества … роль религиозных конфессий здесь очень высока".
Это означает, что изучение «конфессионально ориентированных предметов», нормальное духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных школах возможно лишь при положительном волеизъявлении граждан-родителей по этому поводу. В свою очередь  это предполагает  наличие правового механизма участия родителей (законных представителей)  в управлении общеобразовательными учреждениями. Тем не менее, разработка этого механизма,  «саботируется»  наделенными властными полномочиями чиновниками.
Органы государственной власти, органы образования принимают недостаточные  и несистемные  усилия для  реализации в школе принципа государственно-общественного управления образованием. Это делается без учета роли родителей и   реализации их прав  и обязанностей по образованию и воспитанию  несовершеннолетних детей.
Создание механизма реального включения родителей  в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование является залогом не только модернизации российского образования, но и выполнения  «Национальных проектов», а также главной линии на формирование гражданского общества.
     Именно по причине отсутствия реального и легитимного  включения родительской общественности в процесс управления образованием  сегодня развитие образования в значительной степени осуществляется  в интересах бюрократии, а не государства, общества и семьи. Об этом свидетельствует проведение разного рода «экспериментов», таких  как ЕГЭ, без их серьезной апробации и без учета мнения родителей. В школу поступают низкокачественные, а порой просто вредные для ребенка учебники и учебные программы. Попытки родителей повлиять на качество образования наталкиваются на противодействие чиновников, заинтересованных в кулуарном рассмотрении вопросов. Отсутствуют открытые конкурсы учебников и учебных программ, нацеленные на выбор объективно лучших вариантов. Фамилии экспертов  засекречены, процедура экспертизы непрозрачна, что способствует тотальной безответственности и навязыванию неприемлемых с точки зрения родителей программ и учебников.      
Повсеместно ущемляются права родителей и в вопросе охраны  прав здоровья ребенка. Многие  образовательные учреждения реализуют  сами и совместно с различными организациями растлевающие детей программы полового просвещения под видом профилактики заболеваний. Прививки осуществляются в массовом порядке без учета индивидуального состояния здоровья ребенка и противопоказаний. При этом игнорируется право родителей на информированное согласие на  проведение прививок и профилактической работы, как  способов медицинского вмешательства.
Все указанное способствует углублению социального кризиса межведомственной рассогласованности  и  привело к противодействию родителей и  различных общественных групп процессу модернизации образования. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй не  раз подчеркивал свою позицию по поводу  взаимоотношения церкви и государства. Эта позиция становиться особо актуальной  в связи с грядущими президентскими выборами в России. 13.12.2007 года в Храме Христа Спасителя Патриарх сказал, что «…начиная с 90-х годов, были заложены совершенно новые взаимоотношения между церковью и государством. Уважительные отношения церкви к властям и уважительные отношения властей к церкви. Церковь отделена от государства, но церковь не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет церковь». Таким образом,  Церковь не может быть равнодушна к вопросам образования  в России и созданию открытой государственно-общественной системы управлением образования. Также Церковь не может быть безразличной к обеспечению свободного, «добровольного» волеизъявления по вопросам воспитания и образования своих детей и в том числе по вопросу «изучении конфессионально ориентированных предметов».
В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» указано, что: «Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образовании. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России семья и родительская общественность».
В  соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 марта 2006 года №- Пр-488 в рамках ПНПО осуществляется поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих  комплексные проекты модернизации образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 в качестве основного критерия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации определено обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.
Особую важность темы модернизации образования Владимир Владимирович Путин подчеркнул на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, который прошел в Белгороде 13 сентября 2007 года. Итогом Совета стало поручение   Президента России  к марту 2008 года подготовить комплексный план по формированию современной модели образования.
Поэтому крайне важно, для координации усилий Церкви, общества и государства в решении  вопроса создания в России условий для созидательного государственно-общественного взаимодействия,  обладать объективной информацией о происходящих процессах в образовании и совместными усилиями исправлять их в интересах гражданина, семьи, общества и государства.
Таким образом,  мы  как представители родительской общественности  констатируем, что:
1. Отсутствие реального механизма участия родителей, родительского сообщества (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями и  реализации ими преимущественного права на воспитание ребенка способствует  нарушению конституционных прав  участников образовательного процесса на бесплатное, доступное и качественное образование,  на получение объективной информации, препятствует реализации фундаментального права и обязанности родителей по защите  интересов детей (Статьи 38 и 43 Конституции РФ).
2. Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс РФ декларируют права родителей (законных представителей) на воспитание и образование своих детей. Однако  в законодательстве Российской Федерации, подзаконных актах и законодательстве Субъектов Федерации не определены реальные полномочия и права родителей, порядок их участия в управлении общеобразовательными учреждениями в разрешении конфликтных ситуаций,  в выборах должностных лиц, управлении финансовой деятельностью школ, контроле качества и определении содержания образования. Учредители образовательных учреждений в добровольном порядке не регламентируют механизмы реализации родителями своих прав.
Из-за указанных пробелов сложилась практика имитации создания органов самоуправления и демократического, государственно-общественного управления в интересах чиновников. Органы, носящие название «общественных органов» или «органов самоуправления» зачастую не избираются снизу, а назначаются сверху и наделяются полномочиями тоже сверху, что лишает их законного права представлять интересы участников образовательного процесса.
Управленческой «элитой» созданы все условия для системного нарушения конституционных прав родителей на участие в образовании и воспитании своих детей. До настоящего времени практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан России на бесплатное, доступное и качественное образование,  на получение объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного процесса (то есть детей, родителей и учителей).
В многочисленных исследованиях доказано, что основная социально-психологическая причина, по которой молодежь идет в криминальные структуры, это лицемерие представителей старшего поколения,  прежде всего родителей, а затем уже общества и власти. Поэтому «бессилие родителей» перед «системой», которая заинтересована сохранять имитацию самоуправления и государственно-общественного управления в системе образования можно смело назвать главным фактором роста отчужденности детей от родителей и как следствие  криминализации  общества.
3. Сложившаяся ситуация делает невозможным создание государственно-общественной системы управления образованием, прозрачной и эффективной системы финансирования образовательной деятельности, препятствует принятию эффективных мер, направленных на объединение усилий общества и власти в сфере образования. 

В связи с этим считаем необходимым:
1. По итогам конференции обратиться к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексею Второму и представить настоящий  «Родительский меморандум»  как позицию родительской общественности.
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, как гаранту Конституции с просьбой взять под личный контроль защиту конституционных основ Российской государственности в сфере образования и объединение усилий родительского сообщества и различных ветвей власти, направленные на повышение роди родителей и родительского сообщества в образовании.
3. Обратить внимание Президента и Правительства на то, что Министерство образования и науки Российской Федерации проводит узковедомственную образовательную политику и не выполняет своих прямых обязанностей по обеспечению государственных гарантий прав граждан в области образования и контролю за исполнением  законодательства Российской Федерации в области образования, что создает предпосылки для деградации системы образования, коррупции и превышения своих полномочий чиновниками местных органов управления образования и администрациями школ, а также многочисленных фактов нарушения прав детей и их родителей.
4. Обратится к руководителям Субъектов Федерации (к губернаторам) с просьбой уделить особое внимание обеспечению конституционных прав родителей, а также права на участие в управлении  государственно-общественной системе образования, проанализировать существующую ситуацию и внести соответствующие законодательные инициативы. Обратить внимание органов управления образованием Субъектов Федерации  на недопустимость  фактической монополизации и приватизации управления общеобразовательными учреждениями, противоречащей российскому законодательству и ведущей к падению качества образования и к скрытому нарастанию противостояния сообщества родителей и органов власти.
5. Обратиться в Генеральную прокуратуру и органы, обеспечивающие исполнение законодательства РФ в части обеспечения конституционных прав граждан с просьбой о проведении комплексной проверки правоприменительной практики в сфере образования в части обеспечения государственно-общественного характера управления образованием и соблюдения конституционных прав детей и родителей.
6. Считаем целесообразным,  поддержать работу родительской общественности по анализу законодательной и нормативной базы, регулирующей образовательную деятельность в части обеспечения открытого государственно-общественного характера управления образованием в Российской Федерации и  выступить с законодательными инициативами, направленными на обеспечение механизма реального участия родительского сообщества в государственно-общественной системе управления образованием.
7. Обратиться к родителям, родительской общественности, с призывом активно поддержать настоящий меморандум и  принять активные меры к реализации прав родителей  и детей в образовании и воспитании.

 

Окончательный текст родительского меморандума "О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ, ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИНЦИПА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ",  принят и подписан путем голосования на конференции "Родительское общественное движение: семья и образование" в рамках XVI Международных образовательных Рождественских чтений, состоявшейся в Москве 31 января 2008 г..

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"