Санкт-Петербург. Круглый стол «Современная школа глазами родителей»

14 апреля  2008 года информационное агентство «Росбалт"  провело круглый стол «Современная школа глазами родителей».

К участию в круглом столе были приглашены:
- Леонид Илюшин, начальник сектора модернизации образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга;
- Семён Вершловский, доктор педагогических наук, профессор Петербургской Академии постдипломного образования;
- Ирина Хоменко, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. Герцена;
- Игорь Карачевцев, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга;
- Елена Лялягина, директор школы «Эпиграф»;
- Михаил Эпштейн, директор образовательного центра;
- Анна Тимофеева, директор школы театра, телевидения и шоу-бизнеса.

«Родители все больше и больше заинтересованы в том, чтобы их дети получали в школе качественные знания. Об этом свидетельствуют наши исследования 2000 и 2008 годов», — заявил доктор педагогических наук, профессор Петербургской академии постдипломного образования Семен Вершловский.

По данным ученого, последнее исследование выявило устойчивую тенденцию — растет количество родителей, готовых жертвовать комфортными условиями обучения ребенка ради качества получаемых им знаний. Кроме того, исследование, проведенное среди родителей, выявило, что в школы с общепризнанной гуманной и комфортной системой обучения 60% детей идут с радостью, и лишь 40% детей ходят с радостью в школы с жестким порядком. В школах с гуманной и комфортной обстановкой 52% родителей довольны качеством обучения, в «жестких» школах таковых насчитывается лишь 31%.

Вершловский также разделил родителей на две группы: «партнеры» и «зависимые». Первые активно участвуют в общественной жизни школы, а вторые занимают пассивную позицию. Оказалось, что дети «партнеров» охотно посещают школу в 52% случаев, а дети «зависимых» — лишь в 41% случаев.

В целом ученый обозначил две негативных тенденции в отношении родителей к школе. Во-первых, родители безумно перегружают детей, стремясь сделать из них вундеркиндов. Это пагубно отражается на психике школьников. Во-вторых, школа и учитель становятся представителями сферы обслуги. «За этим стоит пагубная рыночная психология, которая говорит о том, что образование можно купить ценой денег и колоссальных усилий школьника», — отметил Вершловский.

Институт детства Государственного педагогического университета (РГПУ) имени Герцена провел анкетирование родителей первоклассников. Как рассказала заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ имени Герцена Ирина Хоменко, исследование было призвано выявить степень грамотности родителей, их готовности к тому, что ребенок будет учиться в школе.

Оказалось, что 90% родителей социально и юридически неграмотны, 60% не читали закон об образовании, 15% ничего не знают о конвенции, о правах ребенка. По словам Хоменко, родители просто делегируют свои права на ребенка школе и не вникают в особенности обучения. Около 30% родителей боятся предстоящего общения со школой, 45% родителей считают, что их дети не будут справляться с учебой.

Кроме того, подавляющее число родителей не знают, как общаться с ребенком, начинающим учиться в школе. «Многие родители не догадываются о том, что способности и интересы ребенка — это разные вещи. Если ребенка что-то интересует, то это не значит, что у него есть талант к этому делу. Если родители слепо подчиняются интересу ребенка и отправляют его учиться в школу не его профиля, потом возникают проблемы», — отметила ученый.

«Школа сама должна стремиться установить диалог с родителями. Мы этого добиваемся, так как, взаимодействуя, будет проще общаться дальше, мы избежим недоразумений и непониманий во время обучения ребенка», — заявила директор школы «Эпиграф» Елена Лялягина.

По словам Лялягиной, в школе «Эпиграф» в начале и конце учебного года проводится исследование, которое показывает, насколько сбылись ожидания родителей школьников. «Зная о том, что хотят родители, мы можем либо отвечать на их запросы, либо менять их мнение по тому или другому вопросу», — отметила педагог.

По мнению Лялягиной, в государственной школе часто отсутствует диалог между учеником, учителем и родителями, что негативно сказывается на общей ситуации. «В «Эпиграфе» такой диалог считается одним из главных слагаемых успеха. Только он служит залогом успешного обучения, главными принципами которого являются качественные знания и спокойная атмофера», — сказала директор школы

Сайт rosbalt.ru от 14.04.2008г. 13:00



Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"