В новую школу некому ходить

Министр образования готовится отчитаться перед президентом о реализации инициативы «Наша новая школа». В 2010 году министерство примет новые стандарты образования, займется переподготовкой учителей и закроет ряд педагогических вузов. От демографического кризиса образование уже не спасти: через два-три года останется только 4 млн студентов вместо 7,5 млн сейчас.

Во вторник министр образования Андрей Фурсенко отчитается в реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Доклад министра прозвучит на совете при президенте по реализации приоритетных нацпроектов, где помимо Фурсенко выступит также министр здравоохранения Татьяна Голикова. Изначально совет был назначен на 24 декабря 2009 года, но затем его перенесли на месяц.

Журналистам Фурсенко напомнил, что «Наша новая школа» – инициатива президента по модернизации системы российского образования. В ней пять пунктов: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников.

По словам министра, реформируя школу, нужно иметь в виду, что «все процессы в образовании в ближайшие годы будут проходить на фоне демографических проблем».

В материалах доклада, в частности, сказано, что в 2009 году в школах училось 13,36 млн человек. Тогда как в 2004-м – 16 млн. Школу в 2009 году закончили 900 тыс. человек, а в 2004-м – 1,39 млн. «Через три года количество студентов уменьшится вдвое. Если сегодня у нас 7,5 млн студентов, то в 2012-2013 годах их станет 4 млн. Спад может прекратиться только через 10 лет», – предрекает министр. При этом, по словам Фурсенко, «прогресс уже есть»: в 2009 году в первый класс по сравнению с 2007 годом пошло на 140 тыс. детей больше. Демографический спад уже коснулся инфраструктуры школы. Сейчас в России, по данным министерства, 53 тыс. школ, в 10% которых учатся только по 10 детей.

Во вторник Фурсенко отчитается перед Дмитрием Медведевым о принятии новых образовательных стандартов – первом пункте «новой школы». Уже разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (для 1–4 классов). Стандарты основного общего образования (5–9 классы) и среднего общего образования (10–11 классы) должны быть окончательно разработаны в текущем году. Как пояснил журналистам Фурсенко, новые стандарты дают школам больше свободы в подготовке программ. «В новых стандартах на федеральном уровне будет разрабатываться 70%, остальное школы доработают сами. Наша задача – чтобы в школе было больше свободы и творчества», – пояснил министр.

Изменения, отметил министр, коснутся и преподавателей. В частности, по инициативе президента, сократится количество вузов, готовящих педагогов. Всего в России сейчас 193 таких высших учебных заведений. Помимо этого учителей готовят в 107 филиалах различных вузов.

При этом выпускники педагогических вузов и отделений преподавать все равно не идут, по словам Фурсенко, из-за того, что «в школах нет вакансий».

«У нас всего 1,36 млн учителей. То есть в среднем на учителя приходится по десять учеников», – пояснил министр.

Повышать квалификацию учителей в министерстве хотят с помощью системы переподготовки (пока ею пользуются только 20% педагогов). Преподаватели при этом сами должны выбирать между учебой в специальных институтах повышения квалификации или практикой в одной из школ, соответствующей «новым критериям». Престиж же профессии школьного учителя, считает Фурсенко, за последние годы только вырос. В частности, увеличились зарплаты: «В среднем по Москве учитель получает 36 тыс. рублей. А средняя начисленная заработная плата учителя в 2009 году составила 11,6 тыс.», – сказал министр. В 2010 году министерство запустит проект получения грантов для выпускников педвузов. Гранты будут выделяться тем, кто отправиться работать учителем в регионы, где педагоги нужны. Например, Дальний Восток или юг страны.

«Давайте все-таки отдавать себе отчет в том, что качество образования падает во всем мире. В основном это касается негуманитарных наук. Падает интерес к естественнонаучным знаниям. Но проблемы в нашей системе образования есть, и касаются они не только финансирования. Задача «новой школы» – сделать другую систему образования и не возвращаться к старому», – подытожил Фурсенко.

Сайт Газета.Ru/Образование от 18.01.2010 17:39
ТЕКСТ: Полина Никольская
ФОТО: ИТАР-ТАСС



Rambler's Top100
Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"