Учителям не так раздали деньги

Обнародование результатов проводимого в рамках нацпроекта «Образование» конкурсного отбора лучших школ и учителей столицы закончилось скандалом. Недовольные считают, что разработанная департаментом образования система оценки педагогов необъективна. Эксперты утверждают: проблема не столько в московском конкурсе, сколько в самой идее конкурсного распределения бюджетных денег в этой сфере.

В четверг в Мосгордуме обсудили результаты проводимого в рамках нацпроекта «Образование» конкурсного отбора лучших школ и учителей столицы. «Активно внедряющие инновационные образовательные программы» общеобразовательные учреждения города претендовали на государственную поддержку в размере 1 млн рублей. Денежное поощрение «за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» составляло 100 тыс. рублей.

Еще большее значение для участников конкурса имела имиджевая сторона – составленный по результатам конкурса рейтинг.

Как рассказала директор Московского центра качества образования при департаменте образования столицы Ольга Держицкая, за три года реализации нацпроекта миллионные гранты получили 354 московские школы. Эти средства в основном пошли на приобретение лабораторного оборудования, покупку компьютеров и повышение квалификации учителей. А департаментом проведена огромная организационная работа и разработана единственная в России компьютерная программа для обработки результатов.

В нынешнем году в конкурсе приняли участие 188 общеобразовательных учреждений. Победителями стали 118. Каждая из этих школ, помимо миллиона из федерального бюджета, получит значительные финансовые средства из городской казны. В конкурсе на звание лучшего учителя приняли участие 677 московских педагогов, в список лучших (согласно московской квоте) попало 394. По словам госпожи Держицкой, к проведению экспертизы поданных на конкурс работ было привлечено более 14 профессионально-общественных и гражданских организаций, проведено 920 экспертиз.

При обсуждении доклада представители школ говорили о большой пользе самого участия в конкурсе, независимо от его результата, а оценивавшие их эксперты – о своей полной независимости и объективности (одним из способов обеспечения независимости экспертизы является, к примеру, проведение ее общественной организацией в «чужом» округе).

Оживление в умиротворяющую картину внес представитель родительского комитета одной из столичных школ, который не согласился с результатами конкурса.

По словам этого родителя, Петра Доброва, итоги конкурса на звание «Лучший учитель 2008 года» до сих пор не утверждены из-за поднятой ими «бучи»: родители жалуются на необъективность по отношению к классному руководителю их детей и настаивают на пересмотре результатов. Критерии оценки учителей размыты, заявил представитель родительской общественности, а «пустые» рекомендации для экспертов не позволяют единообразно оценивать участников. «Что значит, например, формулировка «слабое внедрение инновационных методов?» – возмущался он.

По мнению Доброва, участие в проведении экспертиз специалистов из разных областей и организаций – это не благо, а недостаток конкурса, еще более подчеркивающий субъективность оценок экспертов и неадекватность подготовленного департаментом образования рейтинга. «Отсутствие нормальных методических рекомендаций для общественных экспертов привело к тому, что отличие наибольшей из трех экспертных оценок от наименьшей может составить более 15% (например, 49 и 60 при максимуме 70, что имело место в нашем случае), – считает Добров. – И зависит не от качества работы учителя, а от того, в какую организацию и к какому эксперту попала его работа».

Кроме того, утверждает родитель, хотя прямых доказательств этому и нет, какой-нибудь технический сотрудник, распределяющий работы между экспертами и знающий, кто как их оценивает, вполне может «регулировать процесс», направляя работы «добрым» экспертам.

По мнению начальника научного управления Московского государственного педагогического университета Равиля Резакова, к предложениям родителей об увеличении числа экспертов, отбрасывании крайних оценок и, главное, выработки единого унифицированного подхода стоит прислушаться. «Необходимо детализировать критерии оценок и рекомендации учителям по подготовке конкурсных документов, – заявил он «Газете.Ru». – Я могу отвечать за добросовестность своих экспертов, но у каждого из них свое мнение и своя оценка. Не лучше обстоят дела и с бумагами, которые подают учителя, кто-то проводит самоаудит так, кто-то иначе, у многих просто нет необходимых документов. При этом все они – прекрасные педагоги».

По мнению председателя комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, поднятая сегодня родителями проблема была заложена с самого начала. И непосредственного отношения к московскому конкурсу она не имеет.

«Уже на следующий день после объявления конкурса я сказал министру образования, что это – не самый лучший путь. Педагогическая работа – не стометровка, это очень деликатная область, которую нельзя оценить количественно. К тому же здесь задеваются вопросы репутации и самоуважения. Конечно, надо проанализировать результаты этого конкурса и прояснить все спорные моменты. Но абсолютной точности все равно не получится, все детали не просчитаешь, нет таких весов, на которые можно было бы поставить и взвесить работу учителя. Куда проще и лучше было, когда просто повысили зарплату классным руководителям, не было никаких конфликтов. Но, к сожалению, бюджетных денег на всех не хватает».

Что до учительницы, из-за которой развернулась вся эта дискуссия, ее апелляция будет рассмотрена на следующей неделе. Впрочем, даже апелляционное рассмотрение вряд ли сможет быть объективным. По словам одного из экспертов, представителя Ассоциации развивающего обучения Алексея Воронцова, оспорить можно техническую часть проведения конкурса, но не экспертную оценку. «Каждый эксперт имеет собственное мнение, – объяснил он свою точку зрения. – Как можно оспорить экспертную оценку, которая ставится субъективно. Любой рейтинг – это относительное, а не абсолютное понятие».

Сайт gazeta.ru от 16 мая 2008 г. 15:16
Ирина Резник



Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"