ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Запросы депутата Государственной Думы А.Н.Савельева

 

Нарушение конституционных прав прав родителей и отсутствие механизма, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образованием были причиной ряда запросов депутата Государственной Думы Андрея Николаевича Савельева, участника проекта "Собрание родителей". Информация, содержащаяся в этих запросах и ответах на них, представленных ответственными чиновниками Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования Правительства г.Москвы имеют большое значение для проекта и поэтому приводятся ниже.

Хотя ответы чиновников показывают их формальное отношение и нежелание решать проблему по существу, важным результатом данной переписки стало признание руководством Министерства образования важности поднятых вопросов и учреждение 24 декабря 2004 года Координационной группы по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями (приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2004 г. №143).

 

1. Обращение Президента Проектного центра "Докса" И.А.Литвененко к Депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ А.Н.Савельеву № П-11-10 от 25.10.04.

 

Уважаемый Андрей Николаевич!

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Владимир Путин обозначил образование в числе "самых насущных для граждан страны проблем". В другом месте он назвал сферу образования "системообразующей" для нашего государства. Подобная оценка вполне соответствует духу российского законодательства. Например, в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "Об образовании" говорится, что "Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной". А Федеральный закон "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации" статья 1 пункт 2 определяет, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ.

Недавние трагические события в городе Беслан еще раз привлекли внимание государства и общества к проблемам школ и в частности к обеспечению безопасности участников образовательного процесса в российских учебных заведениях. Они показали слабое место государственной системы, ее отношения к человеку, к детям. Естественно, что в этой ситуации родители пытаются осмыслить ситуацию, стремятся активнее участвовать в образовательном процессе и использовать свое преимущественное перед другими лицами право на воспитание и образование своих детей, защиту их прав и интересов (статья 38 конституции Российской федерации, Семейный кодекс Российской федерации, статьи 63 и 64). В Беслане естественное стремление родителей спасти своих детей, поскольку их усилия не были организованы и согласованы с действиями государственных служб, привели к хаосу. Так же и сегодня, поскольку реальный механизм участия родителей в образовательном процессе отсутствует, становится невозможным "реальный диалог и взаимодействие общества и власти", "помощь общества в борьбе с террористами", к которым Президент Российской Федерации В.В.Путин призывал в своем выступлении 13 сентября. Вместо этого "демократический, государственно-общественный характер управления образованием", провозглашенный статьей 2 Закона "Об образовании", упраздняется. На его место приходит скрытая, нарастающая конфронтация между государственной властью и сообществом родителей, играющая на руку террористам. Между тем законное участие родителей необходимо. И в Беслане, несмотря на все ошибки, именно подвиг родителей и спецназовцев, осознавших личную родительскую ответственность за детей, спас многие жизни.

Между тем, также как и в Беслане, в Москве действия местной администрации зачастую неадекватны. Под предлогом борьбы с терроризмом в московские школы чрезвычайно затруднен доступ родителей и созданы препятствия для их законного участия в контроле и управлении деятельностью государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Об этом говорят поступившие к нам сообщения от граждан и результаты исследования СМИ, проведенные нами по просьбе родителей (см. Приложение). В соответствии с заявлениями руководства департамента образования г.Москвы (руководитель Л.П.Кезина) с сентября 2003 года в столице России введен новый режим охраны школ, с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных предприятий (ЧОП). Поскольку сотрудники ЧОПов, нанятые для охраны школ, в соответствии со статьей 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" по договору отвечают только за материальную часть и не несут ответственности за безопасность детей, фактически, единственной их функцией, кроме защиты собственности, является недопущение в школы родителей, то есть нарушение их права на участие в образовательном процессе и защиту интересов своих детей.

Данный порядок, во-первых, противоречит нормам российского законодательства и основополагающим документам, касающимся государственной образовательной политики, провозглашающим, что обеспечение безопасности и права граждан на образование должно быть неразрывно связано с государственной защитой прав родителей на воспитание и права родителей на непосредственное участие в процессе образования своих детей. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы" ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010г", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Семейный кодекс РФ статьи 63 и 64; Закон РФ "Об образовании" статья 2 пункт 6, статья 35 пункт 2, статья 52 пункт 1; Закон РФ "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации" статья 1 пункт 2; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001г. № 196 " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", статьи 44, 59-61).

Во-вторых, действия департамента образования и администрации школ по введению обязательной оплаты родителями охраны школ нарушают право на бесплатное основное общее образование (статья 43 Конституции РФ) и снимает с государства ответственность за безопасность участников образовательного процесса.

В связи с вышеизложенным, мы просим Вас обратиться в соответствующие органы государственной власти с запросами:

1) О законности упомянутых распоряжений московского департамента образования и действий администрации московских школ в отношении охран школ ЧОПами, обязательной оплаты их услуг родителями и недопущении родителей в школы.

2) О проверке законности и эффективности принимаемых мер обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений, в частности, в Москве и Московской области.

3) О приведении системы образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации и нормами действующего законодательства в части обеспечения права родителей на воспитание их детей, контроль и участие в управлении образованием, то есть механизма создания "открытой государственно-общественной системы". Для этого должен быть разработан порядок беспрепятственного, свободного доступа родителей в школы, разработан и утвержден соответствующими законодательными и нормативными актами (указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ) механизм участия родителей в управлении и контроле за деятельностью образовательных учреждений.

Хотя права родителей на участие в образовательном процессе и управлении общеобразовательными учреждениями и контроле за их безопасностью провозглашены в международных конвенциях, подписанных Россией, Конституции и Законодательстве Российской федерации, основополагающих документах, таких как "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", на практике они остаются нереализованными, поскольку не создан соответствующий механизм участия родителей в образовательном процессе.

Андрей Николаевич! Просим вас всемерно способствовать решению данного вопроса, который считаем очень важным для простого человека, думающего о своих детях и о будущем своей Родины.

 

С уважением,

И.А.Литвененко

 

2. Запрос депутата Государственной Думы А.Н.Савельева Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М. Исх. № САН-281 от 02.11.2004

 

Уважаемый Юрий Михайлович!

В последнее время средства массовой информации доносят тревожные сведения о существенных изменениях в система школьного образования города Москвы. В частности, обнародованы планы превращения московских школ в подобие мест заключения, обнесенных заборами, оборудованными средствами слежения и вооруженной охраной. Проведение подобных мероприятий под видом защиты от возможных террористических актов вызывает серьезные возражения не только по части эффективности этих дорогостоящих замыслов, но и по части соблюдения законности.

О нарушении российского законодательства Департаментом образования города Москвы и администрациями московских школ говорит поступившее ко мне обращение проектного центра "Докса" (см. Приложение). Так, в соответствии с указаниями руководства Департамента образования г. Москвы (руководитель Л.П.Кезина) в столице России введен новый режим охраны школ, с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных предприятий (ЧОП). В школы запрещен доступ родителей и созданы препятствия для их законного участия в контроле и управлении деятельностью государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Эти действия, во-первых, нарушают права граждан на непосредственное участие в процессе образования своих детей, управлении и контроле за деятельностью образовательных учреждений. Законодательство Российской Федерации провозглашает, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы" (статья 38 Конституции Российской Федерации, закон "Об образовании" статья 2; закон "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации" статья 1 пункт 2; "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", статьи 44, 59-61). На практике эти права остаются нереализованными, поскольку не создан соответствующий механизм участия родителей в образовательном процессе. Из заявлений Л.П.Кезиной (см.Приложение) очевидно, что родители рассматриваются как посторонние для школы лица, чье присутствие в школах считается нежелательным.

Действия департамента образования и администрации школ по введению обязательной оплаты родителями охраны школ нарушают право на бесплатное основное общее образование (статья 43 Конституции РФ) и снимают с государства ответственность за безопасность участников образовательного процесса.

В связи с тем, что образование является приоритетной областью деятельности государственной власти, а безопасность школ вызывает особую обеспокоенность в связи с угрозой терактов, прошу проверить законность распоряжений департамента образования г. Москвы и действий администраций московских школ в отношении охран школ ЧОПами и обязательной оплаты их услуг родителями. В случае обнаружения несоответствий российскому законодательству, прошу принять меры к отмене нормативных актов Департамента образования г. Москвы, а также обеспечить свободный доступ родителей в школы.

Прошу Вас проинформировать проектный центр "Докса" о результатах рассмотрения настоящего обращения и вопросов, поставленных в обращении центра.

Приложение: Обращение Президента Проектного центра "Докса" И.А.Литвененко к А.Н.Савельеву.

 

С уважением,

А.Н. Савельев

 

3. Запрос Депутата Государственной Думы А.Н.Савельева Министру образования и науки РФ Фурсенко А.А. Исх. № САН-282 от 02.11.2004

 

Уважаемый Андрей Александрович!

Ко мне поступило обращение от проектного центра "Докса" (см. Приложение) о фактах нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации в деятельности Департамента образования города Москва и администраций московских школ. Так, в соответствии с указаниями руководства Департамента образования г. Москвы (руководитель Л.П.Кезина) в столице России введен новый режим охраны школ, с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных предприятий (ЧОП). В школы запрещен доступ родителей и созданы препятствия для их законного участия в контроле и управлении деятельностью государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Эти действия, во-первых, нарушают права граждан на непосредственное участие в процессе образования своих детей, управлении и контроле за деятельностью образовательных учреждений. Законодательство Российской Федерации провозглашает, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы" (статья 38 Конституции Российской Федерации, закон "Об образовании" статья 2; закон "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации" статья 1 пункт 2; "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", статьи 44, 59-61). На практике эти права остаются нереализованными, поскольку не создан соответствующий механизм участия родителей в образовательном процессе. Из заявлений Л.П.Кезиной (см.Приложение) очевидно, что родители рассматриваются как "посторонние" для школы лица.

Действия департамента образования и администрации школ по введению обязательной оплаты родителями охраны школ нарушают право на бесплатное основное общее образование (статья 43 Конституции РФ) и снимают с государства ответственность за безопасность участников образовательного процесса.

В связи с тем, что образование является приоритетной областью деятельности государственной власти, а безопасность школ вызывает особую обеспокоенность в связи с угрозой терактов, прошу проверить законность распоряжений департамента образования г. Москвы и действий администраций московских школ в отношении охран школ ЧОПами и обязательной оплаты их услуг родителями. В случае обнаружения несоответствий российскому законодательству, прошу отменить нормативные акты Департамента образования г. Москвы, а также обеспечить свободный доступ родителей в школы.

Прошу Вас сообщить также о мерах, предпринимаемых в целях обеспечения участия родителей в управлении и контроле за деятельностью образовательных учреждений как части "государственно-общественной системы управления образованием".

Прошу Вас проинформировать проектный центр "Докса" о результатах рассмотрения настоящего обращения и вопросов, поставленных в обращении центра.

Приложение: Обращение Президента Проектного центра "Докса" И.А.Литвененко к А.Н.Савельеву, подборка сообщений СМИ о выступлениях Л.П.Кезиной (см. Приложения к данному изданию – Ред.)

 

С уважением,

А.Н. Савельев

 

4. Ответ первого заместителя Мэра г.Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецовой на запрос депутата Государственной Думы А.Н. Савельева №САН-281. Исх. №4-19-17428/4 от 09.12.04

 

Уважаемый Андрей Николаевич!

В Комплексе социальной сферы города Москвы рассмотрено Ваше обращение по вопросу соблюдения конституционных прав и свобод граждан в ходе реализации программы антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях города.

Принимая во внимание, что жители Москвы все чаще становятся жертвами террористических актов, Департамент образования столицы вынужден ускорить решение первоочередных задач обеспечения безопасности своих подведомственных учреждений.

Реализация программ безопасности проводится в тесном взаимодействии с Главным управлением внутренних дел г. Москвы, Управлением федеральной службы безопасности по г. Москве и Московской области, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы с учетом мирового и отечественного опыта противодействия терроризму.

В рамках программ "Мой двор, мой подъезд", "Безопасность москвичей" и "Электронная Москва" проводятся работы по дополнительному освещению зданий образовательных учреждений, установке нового и ремонту устаревшего ограждения их территорий, монтируются средства видионаблюдения. Эти меры позволяют защитить школьные дворы от несанкционированных застроек, организации складов, превращения их в места выгула животных, распития спиртных напитков и других асоциальных действий.

В 2005 году Правительством Москвы будут установлены во всех учебных учреждениях города средства экстренной связи с милицией и дежурными службами столицы.

Одновременно необходимо отметить, что в условиях ограниченного финансирования неотложных мер усиления безопасности, родительская общественность города вышла с рядом инициатив по организации охраны, улучшения технического оснащения, усиления пропускного и внутреннего режимов школ, в том числе и с привлечением целевых добровольных пожертвований спонсоров и родительских комитетов.

Что касается утверждений о превращении школ в подобие мест заключения с использованием вооруженной охраны и установки средств слежения, а также указаний руководителя Департамента образования Л.П. Кезиной о введении нового режима охраны школ с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных учреждений, то на сегодняшний день ни Правительство Москвы, ни Департамент образования не располагает нормативными документами, подтверждающими эти необоснованные высказывания.

В условиях возросшей террористической опасности обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в том числе и личной безопасности, по-прежнему является приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти города Москвы, и в частности Департамента образования столицы.

 

Л.И. Швецова

5. Ответ начальника Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы г.Москвы В.А.Мартина на обращение президента Проектного центра "Докса" И.А.Литвененко (приложение к запросу депутата Государственной Думы А.Н. Савельева №САН-281). Исх. №4-19-17428/4 от 09.12.04

 

Уважаемый Игорь Анатольевич!

В Комплексе социальной сферы города Москвы рассмотрено обращение депутата Государственной Думы РФ А.Н. Савельева по вопросу соблюдения конституционных прав и свобод граждан в ходе реализации программы антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях города. Принимая во внимание, что жители Москвы все чаше становятся жертвами террористичеких актов, Департамент образования столицы вынужден ускорить решение первоочередных задач обеспечения безопасности своих подведомственных учреждений.

Реализация программ безопасности проводится в тесном взаимодействии с Главным управлением внутренних дел г. Москвы, Управлением федеральной службы безопасности по г. Москве и Московской области, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы с учетом мирового и отечественного опыта противодействия терроризму. В рамках программ "Мой двор, мой подъезд", "Безопасность москвичей" и "Электронная Москва" проводятся работы по дополнительному освещению зданий образовательных учреждений, установке нового и ремонту устаревшего ограждения их территорий, монтируются средства видионаблгодения. Эти меры позволяют защитить школьные дворы от несанкционированных застроек, организации складов, превращения их в места выгула животных, распития спиртных напитков и других асоциальных действий. В 2005 году Правительством Москвы будут установлены во всех учебных учреждениях города средства экстренной связи с милицией и дежурными службами столицы.

Одновременно необходимо отметить, что в условиях ограниченного финансирования неотложных мер усиления безопасности, родительская общественность города вышла с рядом инициатив по организации охраны, улучшения технического оснащения, усиления пропускного и внутреннего режимов школ, в том числе и с привлечением целевых добровольных пожертвований спонсоров и родительских комитетов. Что касается утверждений о превращении школ в подобие мест заключения с использованием вооруженной охраны и установки средств слежения, а также указаний руководителя Департамента образования Л.П. Кезиной о введении нового режима охраны школ с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных учреждений, то на сегодняшний день ни Правительство Москвы, ни Департамент образования не располагает нормативными документами, подтверждающими эти высказывания.

В условиях возросшей террористической опасности обеспечение конституционных прав и свобод граждан, в том числе и личной безопасности, по-прежнему является приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти города Москвы, и в частности Департамента образования столицы.

 

В.А.Мартин

 

6. Ответ заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации П.Е.Кондрашова на запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н.Савельева №САН-282. Исх. № СА-852/09-10 от 01.12.2004

 

Уважаемый Андрей Николаевич!

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации рассмотрела Ваше обращение в адрес Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко и информирует.

Департаментом образования города Москвы в целях обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений в связи с угрозой совершения террористических актов были проведены проверки общеобразовательных учреждений.

В ходе проверки в ряде общеобразовательных учреждений города Москвы были выявлены нарушения организации охранной деятельности, в том числе порядка оплаты услуг частных охранных предприятий:

установлены факты сбора с родителей (законных представителей) денежных средств на оплату охранных услуг.

По результатам проверки издан приказ от 30.04.2004 № 216 "О результатах смотра-презентации частных охранных предприятий и совершенствовании работы по обеспечению охраны в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы", в котором предлагается ввести ведомственный контроль за соблюдением общеобразовательными учреждениями установленных требований при осуществлении охранных мероприятий, а также принять к сведению, что привлечение финансовых средств с родителей (законных представителей) осуществляется только на добровольной основе (прилагается).

Согласно п. 8 ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Вышеназванный приказ департамента образования города Москвы не содержит норм, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также не препятствует участию родителей (законных представителей) в общественном управлении образовательным учреждением.

В соответствии с п. 5 данного приказа в октябре 2004 г. Городской инспекцией департамента образования города Москвы производилась проверка состояния охраны образовательных учреждений, выполнения требований по обеспечению их безопасности.

Рособрнадзором у Департамента образования города Москвы запрошена информация о результатах указанной проверки.

При получении Рособрнадзором материалов о состоянии безопасности образовательных учреждений города Москвы Вы будете проинформированы дополнительно.

С уважением,

П.Е. Кондрашов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к письму № СА-852/09-10: Приказ Департамента образования города Москвы № 216 от 30.04.2004 "О результатах смотра-презентации частных охранных предприятий и совершенствовании работы по обеспечению охраны в образовательных учреждениях Департамента образования"

 

В период с 26 января 2004г. по 27 февраля 2004г., в соответствии с приказом руководителя Департамента образования города Москвы от 26.01.2004г. № 25 "О состоянии работы с частными охранными предприятиями по охране образовательных учреждений", проведен смотр-презентация частных охранных предприятий, изъявивших желание на оказание охранных услуг образовательным учреждениям. Смотр-презентация проведен в три этапа. В ходе первого этапа комиссиями окружных управлений образования по результатам охранной деятельности ЧОП в подведомственных образовательных учреждениях, на конкурсной основе были отобраны и утверждены частные охранные предприятия для участия в смотре-презентации Департамента образования.

На втором этапе комиссией Департамента образования города Москвы проверены лицензионно-разрешительные документы частных охранных предприятий, оказывающих охранные услуги образовательным учреждениям городского подчинения. 27 февраля 2004 г. проведена встреча руководства Департамента образования города Москвы с руководителями ЧОП, где приняли также участие представители ГУВД г. Москвы, управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, руководители окружных управлений образования, образовательных учреждений, представители родительских комитетов и родительской общественности, средств массовой информации.

В ходе третьего этапа была проведена проверка заявленных на охранную деятельность ЧОП управлением организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД г. Москвы, материалы рассмотрены на заседании антитеррористической комиссии Департамента образования города Москвы с учетом результатов проверок по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, проведенных в феврале-марте месяцах 2004 г. антитеррористической комиссией и Городской инспекцией Департамента образования города Москвы.

Всего прошли согласование на охранную деятельность в окружных управлениях образования 46 ЧОП из 58 заявленных на смотр-презентацию и 35 ЧОП из 42 заявленных от образовательных учреждений городского подчинения.

В ходе проверок было установлено, что руководство окружных управлений образования и образовательных учреждений, понимая тенденции нарастания террористической угрозы в г. Москве, смогли своевременно принять адекватные меры по обеспечению безопасности образовательных учреждений. В ряде образовательных учреждений улучшилась работа по повышению качества охраны, оборудованию кнопками экстренного вызова милиции, по восстановлению и строительству ограждений, совершенствованию пропускного режима, ведется разъяснительная работа с коллективами образовательных учреждений и родительской общественностью.

Вместе с тем вскрыты недостатки, создающие предпосылки к крупным упущениям в обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, нарушения ст. 20.16. п. 4 КоАП РФ, ненадлежащее выполнение требований приказов и распоряжений Департамента образования города Москвы, а именно:

- к охранной деятельности в образовательных учреждениях привлекаются частные охранные предприятия, чья охранная деятельность прекращена управлением организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД г. Москвы, а также не имеющие в своем штате охранников с надлежащим удостоверением и регистрацией в г. Москве;

- охранная деятельность в некоторых образовательных учреждениях ведется вахтовым методом (т.е. по несколько дней или недель одним охранником);

- посты охраны в образовательных учреждениях не обеспечиваются положенной документацией (выписками из приказов об организации охраны, графиками дежурства, журналами учета проверок несения службы постов должностными лицами, журналами учета посетителей, книгами приема и сдачи дежурства, положениями, инструкциями и др.);

- договорные обязательства на охрану образовательных учреждений заключаются с грубыми нарушениями требований ст. 20.16. п. 4 КоАП РФ, без учета защиты и охраны сотрудников и обучающихся при нахождении на объекте;

- сбор финансовых средств на оплату охранных услуг и их оплата производятся с грубейшими нарушениями, граничащими с ответственностью предусмотренной Уголовным кодексом РФ;

- в некоторых образовательных учреждениях не выполняются требования об оборудовании информационных стендов об охранных услугах и порядке их оплаты.

Основными причинами таких недостатков являются низкий уровень разъяснительной и организаторской работы со стороны окружных управлений образования и низкая исполнительная ответственность в ряде образовательных учреждений. В целях повышения безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, улучшению качества их охраны

Приказываю:

1. Утвердить решение антитеррористической комиссии от 08.04.2004 г. по результатам смотра-презентации и список частных охранных предприятий, заявленных на охранную деятельность в образовательных учреждениях окружными управлениями образования, принявших участие в смотре-презентации и прошедших согласование с управлением организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД г. Москвы (приложение 1);

2. Начальникам окружных управлений образования, начальникам управлений Департамента образования дошкольного и общего образования, науки и профессионального образования, воспитания и дополнительного образования, регионального оператора государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения:

2.1. Организовать охрану образовательных учреждений с привлечением частных охранных предприятий, прошедших конкурс в окружных управлениях образования, принявших участие в смотре-презентации Департамента образования города Москвы, прошедших согласование с управлением организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД г. Москвы.

2.2. Руководствоваться, при заключении договоров на оказание охранных услуг образовательным учреждениям, подведомственным окружным управлениям образования, списком частных охранных предприятий, закрепляющим территориальное распределение ЧОП по окружным управлениям образования (приложение 1).

2.3. Запретить заключение договоров на оказание охранных услуг с частными охранными предприятиями, не прошедшими смотр-презентацию и согласование с управлением организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД г. Москвы для работы в образовательных учреждениях.

2.4. До 1 июля 2004 года пересмотреть договорные обязательства с ЧОП по охране образовательных учреждений. Не допускать, при заключении договоров на оказание охранных услуг, нарушения требований ст. 20.16. п. 4 КоАП РФ. Определять, с учетом интересов образовательных учреждений (заказчика) предмет договора, конкретные поручения, права и обязанности сторон, их ответственность. Внести такие же изменения в договорные обязательства с вневедомственной охраной.

3. Заместителю руководителя Департамента образования Кушелю Е. С., начальнику Первого отдела Департамента образования Гаврилову М. А.:

3.1. До 1 июня 2004 г. разработать проект примерного Договора на оказание охранных услуг образовательным учреждениям на 2004-2005 учебный год. После его согласования с руководителем Департамента образования города Москвы, направить для руководства в окружные управления образования и образовательные учреждения городского подчинения.

4. Руководителям образовательных учреждений:

4.1. До 1 июля 2004 г. устранить указанные в приказе недостатки. Ввести в практику контроль за соблюдением руководителями частных охранных предприятий требований КоАП РФ по комплектации постов охранниками, имеющими удостоверения охранника и регистрацию в г. Москве, обеспечения постов положенной документацией (копии удостоверений охранника и регистрации в г. Москве иметь в приложении к договору). Уведомить ОВД районов письменным сообщением об охранной деятельности ЧОП в образовательном учреждении. В случае невыполнения установленных требований со стороны частного охранного предприятия, расторгнуть с ним договор в установленном порядке.

4.2. Прекратить практику привлечения сотрудников образовательных учреждений к сбору финансовых средств на оплату охранных услуг от родителей и спонсоров. Целевой прием финансовых средств на оплату охранных услуг осуществлять только на добровольной основе, по согласованию с родительской общественностью, не совмещая эти средства с другими добровольными пожертвованиями. Оплату охранных услуг вести по безналичному расчету с переводом средств на счет охранного предприятия. Все учетно-расходные документы вести отдельным делом.

4.3. До 1 августа 2004 г. оборудовать стенды "Безопасность в школе" в холлах образовательных учреждений с информацией об охранных услугах, в т. ч. выпиской из решения общего родительского собрания о приеме пожертвований и порядке оплаты охранных услуг за счет добровольных взносов родителей, по образцу, разработанному Департаментом образования города Москвы.

5. Начальнику Городской инспекции Департамента образования города Москвы Стародубцеву Э.Ф.:

5.1. В период с 1 сентября по 1 октября 2004 г. провести проверку состояния охраны образовательных учреждений, выполнения требований по обеспечению их безопасности, антитеррористической защищенности. Результаты проверок отражать в актах и докладывать руководству Департамента образования в установленном порядке для принятия мер. Информировать начальников окружных управлений образования результатах проверок в подведомственных образовательных учреждениях.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования Кушеля Е. С. и на начальников окружных управлений образования.

Руководитель Департамента Л. П. Кезина

 

7. Запрос Депутата Государственной Думы А.Н.Савельева Министру образования и науки РФ Фурсенко А.А. Исх. № САН-327 от 14.12.2004

 

Уважаемый Андрей Александрович!

В ответ на мой запрос №САН-282 от 02 ноября о нарушении прав родителей на участие в воспитании и образовании детей и прав на бесплатное образование под предлогом борьбы с терроризмом, я получил письмо №СА-852/09-10 от 01.12.2004, подписанное заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки П.Е.Кондрашовым. В письме приводится Приказ Департамента образования города Москвы №216 от 30.04.2004 "О результатах смотра-презентации частных охранных предприятий и совершенствовании работы по обеспечению охраны в образовательных учреждениях Департамента образования". Содержание ответа П.Е.Кондрашова сводится к тому, что данный приказ "не содержит норм, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также не препятствует участию родителей (законных представителей) в общественном управлении образовательным учреждением".

В связи с этим, обращаю Ваше внимание, что ответа по сути моего обращения и обращения Проектного центра "Докса" я не получил. Главная проблема, обозначенная в запросе – отсутствие механизма обеспечивающего право родителей на участие в образовательном процессе и в общественном управлении образовательными учреждениями. Это право предполагается в статье 38 Конституции Российской Федерации; статье 2 закона "Об образовании"; статье 1 пункт 2 закона "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации"; статье 5 пункт 2 закона "О свободе совести и религиозных объединениях"; пунктах 1.4, 2.4 и 2.6 "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

Такого рода факты как принудительное взимание средств на нужды школы, в том числе оплату ЧОПов и запрет свободного доступа родителей в школы происходят именно от отсутствия этого механизма. Следствием этого являются и действия Департамента образования г. Москвы и администрации московских школ, о которых шла речь в моем запросе. В частности, цитированные в Приложении публичные заявления Л.П.Кезиной о недопущении родителей в школы и обязательной оплате ЧОПов противоречат не только Конституции и Законам Российской Федерации, но и пунктам 4.2 и 4.3 ее собственного приказа №216, на который ссылается П.Е.Кондрашов.

Фактическое отсутствие участия родительской общественности в образовании, контроле и управлении школами, создает условия для систематических злоупотреблений со стороны чиновников от образования и делает наших детей заложниками нарастающего внутреннего конфликта между администрациями образовательных учреждений и родителями. Редкая российская школа не поддалась атмосфере безнравственности и озлобленности, своего рода психологического терроризма в отношении наших детей и родительской общественности. А между тем именно во взаимном отчуждении, нарастающем в нашем государстве, находятся корни страшного явления нашего времени – терроризма – и бороться с этим злом невозможно без мобилизации и объединения общества вокруг истинной цели: воспитания и образования достойных граждан нашей страны. Существующие организационные механизмы не способствуют такому объединению. Так как, например, Попечительские советы, учрежденные в соответствии с Указом Президента №1134 от 31.08.99 г. и Постановления Правительства РФ №1379 от 10.12.99 г. нацелены исключительно на привлечение финансовых средств родителей, но не способствуют их вовлечению в образование.

Недопущение родителей в школы и чрезвычайная закрытость школ противоречат не только действующему законодательству в части создания "открытой, государственно-общественной системы образования", к которой призывает Концепция модернизации российского образования, но и самому смыслу государственной образовательной политики. Это еще больше усугубляет тяжелое положение в отрасли, не ведет к разрешению системных противоречий в образовательном сообществе, а лишь к обогащению узкой группы чиновников и приближенных экспертов. В такой ситуации возникают благоприятные условия для сокрытия нарушений в действиях школьных администраций, нецелевого использования средств, развития детской наркомании и проституции, сохраняется система круговой поруки греха и порока.

Только соединение усилий родительской общественности и государства на всех уровнях от каждого ребенка и родителя до федеральных министров и Президента предоставит возможность обеспечить безопасность наших детей. Конечно, для этого требуются колоссальные совместные усилия по созданию истинно демократической, эффективной, жизнеутверждающей "открытой, общественно-государственной системы" российского образования.

В связи с вышеизложенным я прошу ответить мне по сути заданных вопросов, проверить не только законность и эффективность мероприятий по охране московских школ, но и деятельность по обеспечению участия родителей в образовательном процессе. Также прошу сообщить, какие меры принимаются для создания предусмотренного Конституцией РФ и действующим законодательством механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и созданы ли условия для привлечения к этой работе представителей общественности, родителей и независимых экспертов.

В заключение хотел бы напомнить Вам, что "модернизация образования – это политическая и общенациональная задача… интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства ("Концепция модернизации российского образованияна период до 2010 года", пункт 1.4). Пока по моему обращению возглавляемое Вами министерство продемонстрировало скоре замкнутость, чем открытость; скорее противодействие сотрудничеству, чем готовность к нему.

 

Приложение: Копия обращения ПЦ "Докса", подборка новостей с заявлениями Л.П.Кезиной и Экспертное заключение о их незаконности (см. Часть 4 настоящего издания - ред.).

 

С уважением,

А.Н.Савельев

 

8. Письмо Президента Проектного центра "Докса" Литвененко И.А. Депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ А.Н. Савельеву. Изд. № П-02-01 от 14.01.05

 

Уважаемый Андрей Николаевич!

25 октября 2004 года нами было направлено на Ваше имя обращение № П-11-10 о несоблюдении конституционных прав и свобод родительской общественности в ходе реализации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, а также о факте оказания давления на детей и родителей в этой связи. После Ваших запросов к Министру образования и науки и к мэру г.Москвы к нам поступил ответ от 09.12.04 №419-17428/4 из аппарата мэра и правительства г.Москвы. Из него следует, что Правительство Москвы и Департамент образования не располагают нормативными документами, подтверждающими указания руководителя Департамента образования Л.П.Кезиной о введении нового режима охраны школ с обязательной оплатой родителями услуг частных охранных предприятий и о недопущении родителей в школы. В письме также утверждается, что повсеместное введение ЧОПов в школах г.Москвы является инициативой родительской общественности. Данное утверждение, не подтвержденное никакими документами, по нашим сведениям не соответствует действительности, в частности, по школе №2005 Северо-Западного округа г. Москвы. В тоже время, существует Приказ Департамента образования г.Москвы №216 от 30.04.2004 "О результатах смотра-презентации частных охранных предприятий и совершенствовании работы по обеспечению охраны в образовательных учреждениях Департамента образования". Этот приказ рассматривается администрациями школ г.Москвы как указание к действию. На него в частности ссылался начальник городской инспекции Департамента образования г.Москвы Стародубцев Эрик Федорович, с которым 21 декабря 2004 года у меня состоялась личная встреча по вопросу давления со стороны администрации школы №2005 на моих детей.

Эта ситуация лишний раз подтверждает, что сложившаяся система управления образованием носит неправовой характер. Очевидно, что причиной этого является именно отсутствие реального механизма, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образованием и участие родителей в нем.

Мы не удовлетворены ответом Правительства г.Москвы и просим Вас содействовать разрешению данной ситуации по существу.

 

С уважением,

И.А.Литвененко

 

Приложение: 2 страницы, Письмо №419-17428/4 от 09.12.04

 

9. Ответ заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко на запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Н.Савельева №САН-327 "О праве родителей на участие в общественном управлении образовательными учреждениями".

 

Уважаемый Андрей Николаевич!

Минобрнауки России с участием Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение по вопросам, связанным с охраной образовательных учреждений г. Москвы и участием родителей в общественном управлении образовательными учреждениями, и сообщает.

Согласно поступившей информации, в целях обеспечения безопасного обучения детей образовательными учреждениями г. Москвы привлекаются дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований родителей и заинтересованных физических и юридических лиц, что не противоречит действующему законодательству.

Родители на общешкольных родительских собраниях определяют размер и порядок перечисления добровольных пожертвований для организации охраны образовательных учреждений. Родительскими комитетами образовательных учреждений осуществляется контроль за расходованием поступивших средств, а также за качеством охранных услуг.

Функционирование образовательных учреждений г. Москвы регламентируется соответствующими требованиями, общими для всех государственных учреждений, определяющими дни, время работы и порядок посещения учреждений. Родители в соответствии с распорядком работы имеют полную возможность посещения образовательных учреждений для решения возникающих проблем.

Родительская общественность реализует право на участие в общественном управлении образовательными учреждениями г. Москвы путем непосредственного участия в родительских собраниях, заседаниях педагогических советов, конференций, круглых столов.

В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями в системе общего образования и обеспечения реального участия в управлении образовательными учреждениями представителей общественности, родителей (законных представителей) обучающихся создана координационная группа Министерства по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями (приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2004 г. № 143).

Кроме того, через Федеральную программу развития образования (ФПРО) в 2005 году Министерство реализует проект "Информационное, учебно-консультационное и методическое обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений". Письмом от 27 апреля 2004 г, № АФ-144 "О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений" Минобрнауки России поддержало проведение в ряде регионов эксперимента и направило методические, рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений.

 

А.Г.Свинаренко

 

10. Запрос Депутата Государственной Думы А.Н.Савельева Министру образования и науки РФ Фурсенко А.А. Исх. номер САН-356 от 09 февраля 2005 г.

 

Уважаемый Андрей Александрович!

В ответ на мой запрос № САН-327 от 14 декабря 2004 года о праве родителей на участие в общественном управлении образовательными учреждениями, я получил письмо № МОН-11-26 от 19 января 2004 года, подписанное заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. В письме говорится: "Родители на общешкольных собраниях определяют размер и порядок перечисления добровольных пожертвований для организации охраны образовательных учреждений. Родительскими комитетами образовательных учреждений осуществляется контроль за расходованием поступивших средств, а также за качеством охранных услуг… Родительская общественность реализует право на участие в общественном управлении образовательными учреждениями г. Москвы". Это заявление, не подтвержденное никакими документами и данными служебного расследования, свидетельствует о том, что господин замминистра не обладает полнотой информации по данному вопросу и практически игнорирует факты, приведенные в моих запросах. Тем самым фактически подтверждается отсутствие реального взаимодействия различных ветвей власти и общественности, к которому призывает Президент России В.В.Путин в своих многочисленных выступлениях, а также в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года.

В то же время, считаю, что Ваше решение создать Координационную группу по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями (Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2004 г. № 143) имеет принципиальное значение. Обращаю Ваше внимание, что целью работы координационной группы должно стать подлинное и эффективное взаимодействие общества и органов государственной власти, построенное на принципах открытого обсуждения важнейшей проблемы государственной образовательной политики. Как справедливо говорится в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года": "Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства".

 

В связи с этим прошу Вас:

1) Предоставить мне рабочие документы, определяющие принципы, регламент и планы работы Координационной группы, в том числе текст приказа № 147 и проект положения о ее деятельности (если таковой имеется), состав участников Координационной группы, порядок ее формирования, программу и план заседаний.

2) Сообщить как в ходе работы Координационной группы предполагается строить взаимодействие Министерства образования и науки с представителями общественности и различных ветвей власти, тем самым, обеспечивая открытый государственно-общественный характер принятия решений.

Прошу также предоставить мне возможность эффективного сотрудничества с Координационной группой и участия в ее деятельности. А также привлечь к данной работе Литвененко Игоря Анатольевича, руководителя Проектного центра "Докса", явившегося инициатором рассмотрения данной темы в моих запросах.

 

С уважением,

А.Н. Савельев

 

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"