|  
             Международный союз общественных 
              объединений 
              „МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫМ СОВЕТАМ" 
              ул. Крылатские холмы, 30, к. 3, кв. 4 121614, г. Москва, 
               
              Замечания и предложения, касающиеся главы 
              10 "Управление системой  
              образования Модельного образовательного кодекса для государств-участников 
              СНГ  
            Статья 116 
              В п.1 предлагается неточное и излишне детализированное определение 
              управления образованием, в результате чего в нем упущены государственные 
              и муниципальные органы управления образованием. Противоречиво сформулировано 
              целеполагание деятельности органов управления образованием. 
              В п.2 требует своего уточнения термин "самоуправление".Чьё 
              оно? 
              В п.З необоснованно учреждения делятся на государственные,образовательные 
              и... территориальные. 
             
            Статья 117 
              В п.1 неверно определяется система управления образованием: в неё 
              вводятся несуществующие "государственно-общественные" 
              органы, в ней неправомочно отсутствуют государственные и муниципальные 
              органы управления образованием. 
              В п.4 раскрывается законодательная база определения компетенции 
              органов государственной власти и органов местного самоуправления 
              в области образования и совершенно отсутствует законодательная база 
              определения компетенции общественных органов управления образованием. 
             
            Статья 118 
              В п. 1 отсутствует определение государственно-общественного управления 
              образованием. 
              В п. 2 неверно, на наш взгляд, дается целеполагание участия общественности 
              в управлении образованием: представители общественности участвуют 
              в деятельности не ради формирования институтов гражданского общества, 
              а ради решения своих насущных образовательных проблем. 
              В п.З среди организационно-правовых форм государственно-общественного 
              управления отсутствуют органы государственного(!?• ) управления 
              образованием, органы государственной власти и местного самоуправления( 
              ?!). 
              Ни в одной статье главы 10 не раскрывается суть демократического, 
              государственно-общественного характера управления образованием, 
              заявленный в качестве одного из основных принципов управления образованием 
              в п.2 статьи 116. 
            Предлагается внести следующие формулировки 
              взамен имеющихся: 
            Статья 116 
              1. Управление образованием - это целеустремленная деятельность субъектов 
              управления всех уровней, направленная на организацию функционирования 
              и развития системы образования.Управление образованием осуществляется 
              в целях реализации государственной политики в области образования, 
              удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий 
              участников образовательного процесса и реализации их прав на участие 
              в управлении образовательным учреждением( организацией ). 
              2. Основными принципами управления образованием являются: 
              (1) Сочетание единоначалия,общественного управления и самоуправления 
              участников образовательного процесса.(дальше-по тексту). 
              3. Управление развитием в системе образования осуществляется посредством 
              разработки и реализации взаимосвязанных целевых программ развития 
              образования всех уровней - государственного, регионального, муниципального 
              и уровня образовательного учреждения. 
             
            Статья 117 
              1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, 
              государственные, муниципальные и общественные органы управления 
              образованием образуют систему управления образованием. 
             
            4. Компетенция органов управления образованием 
              определяется законодательством государства-участника СНГ. После 
              раскрытия компетенции органов государственной власти в области образования 
              необходимо указать компетенцию органов общественного управления 
              образованием. К ним можно отнести следующие: 
              (1) Контроль реализации конституционных прав граждан на образование 
              и участие в управлении образовательными учреждениями. 
              (2) Общественная оценка рациональности использования выделяемых 
              государством ресурсов на образование. 
              (3) Организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся 
              и уже принятых нормативно-правовых актов в области образования. 
              (4) Участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования. 
              (5) Разработка документов, направленных на развитие общественного 
              управления образованием и самоуправления в нем. 
              (6) Разработка проектов решений для органов государственной власти 
              и местного самоуправления по актуальным проблемам образования и 
              предложений по его развитию. 
              (?) Координация деятельности органов общественного управления и 
              самоуправления. 
              (8) Стимулирование деятельности по обучению членов органов общественного 
              управления и самоуправления в образовании. 
             
            Статья 118 
              1. Йод государственно-общественным управлением образованием предлагается 
              понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов 
              управления государственной и общественной природы, направленная 
              на организацию функционирования и развития сферы образования. 
              2. Участие общественности в управлении образованием осуществляется 
              с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, 
              реализации образовательных потребностей и интересов участников образовательного 
              процесса, улучшения гражданского воспитания обучающихся. 
              3. Организационная структура системы государственно-общественного 
              управления образованием включает в себя: 
              (1) Органы государственной власти и местного самоуправления. 
              (2) Органы государственного, муниципального и административного 
              управления образованием. 
              (3) Органы общественного управления образованием( общие собрания 
              ( конференции ) участников образовательного процесса и избранные 
              ими общественные советы, состоящие из представителей обучающихся, 
              их родителей( законных представителей) и педагогических работников 
              ). 
              4. Для придания управлению образованием демократического, государственно-общественного 
              характера субъекты государственно-общественного управления образованием 
              вступают во взаимодействие с органами педагогического,ученического 
              и родительского самоуправления, а также с попечительскими советами, 
              общественными фондами поддержки образования, профессиональными общественными 
              объединениями в сфере образования и общественными структурами при 
              государственных и муниципальных органах управления образованием 
              совещательного и(или) экспертного статуса. 
              5. Компетенция субъектов демократического, государственно-общественного 
              управления образованием определяется законодательством государства-участника 
              СНГ. Порядок создания и функционирования органов общественного управления 
              и самоуправления в образовании раскрывается в соответствующих локальных 
              нормативно-правовых актах. 
             
            Президент международной 
              ассоциации содействия школьным советам,  
              академик Международной педагогической академии, 
              д-р пед.наук, профессор В.И.Бочкарев 
               
            30 марта 2006г. 
           |