ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
Письмо Президента Международной ассоциации содействия школьным советам - замечания к материалам Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ

Международный союз общественных объединений
„МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫМ СОВЕТАМ"
ул. Крылатские холмы, 30, к. 3, кв. 4 121614, г. Москва,


Замечания и предложения, касающиеся главы 10 "Управление системой
образования Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ

Статья 116
В п.1 предлагается неточное и излишне детализированное определение управления образованием, в результате чего в нем упущены государственные и муниципальные органы управления образованием. Противоречиво сформулировано целеполагание деятельности органов управления образованием.
В п.2 требует своего уточнения термин "самоуправление".Чьё оно?
В п.З необоснованно учреждения делятся на государственные,образовательные и... территориальные.

Статья 117
В п.1 неверно определяется система управления образованием: в неё вводятся несуществующие "государственно-общественные" органы, в ней неправомочно отсутствуют государственные и муниципальные органы управления образованием.
В п.4 раскрывается законодательная база определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования и совершенно отсутствует законодательная база определения компетенции общественных органов управления образованием.

Статья 118
В п. 1 отсутствует определение государственно-общественного управления образованием.
В п. 2 неверно, на наш взгляд, дается целеполагание участия общественности в управлении образованием: представители общественности участвуют в деятельности не ради формирования институтов гражданского общества, а ради решения своих насущных образовательных проблем.
В п.З среди организационно-правовых форм государственно-общественного управления отсутствуют органы государственного(!?• ) управления образованием, органы государственной власти и местного самоуправления( ?!).
Ни в одной статье главы 10 не раскрывается суть демократического, государственно-общественного характера управления образованием, заявленный в качестве одного из основных принципов управления образованием в п.2 статьи 116.

Предлагается внести следующие формулировки взамен имеющихся:

Статья 116
1. Управление образованием - это целеустремленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы образования.Управление образованием осуществляется в целях реализации государственной политики в области образования, удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса и реализации их прав на участие в управлении образовательным учреждением( организацией ).
2. Основными принципами управления образованием являются:
(1) Сочетание единоначалия,общественного управления и самоуправления участников образовательного процесса.(дальше-по тексту).
3. Управление развитием в системе образования осуществляется посредством разработки и реализации взаимосвязанных целевых программ развития образования всех уровней - государственного, регионального, муниципального и уровня образовательного учреждения.

Статья 117
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, муниципальные и общественные органы управления образованием образуют систему управления образованием.

4. Компетенция органов управления образованием определяется законодательством государства-участника СНГ. После раскрытия компетенции органов государственной власти в области образования необходимо указать компетенцию органов общественного управления образованием. К ним можно отнести следующие:
(1) Контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями.
(2) Общественная оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов на образование.
(3) Организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и уже принятых нормативно-правовых актов в области образования.
(4) Участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования.
(5) Разработка документов, направленных на развитие общественного управления образованием и самоуправления в нем.
(6) Разработка проектов решений для органов государственной власти и местного самоуправления по актуальным проблемам образования и предложений по его развитию.
(?) Координация деятельности органов общественного управления и самоуправления.
(8) Стимулирование деятельности по обучению членов органов общественного управления и самоуправления в образовании.

Статья 118
1. Йод государственно-общественным управлением образованием предлагается понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.
2. Участие общественности в управлении образованием осуществляется с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, реализации образовательных потребностей и интересов участников образовательного процесса, улучшения гражданского воспитания обучающихся.
3. Организационная структура системы государственно-общественного управления образованием включает в себя:
(1) Органы государственной власти и местного самоуправления.
(2) Органы государственного, муниципального и административного управления образованием.
(3) Органы общественного управления образованием( общие собрания ( конференции ) участников образовательного процесса и избранные ими общественные советы, состоящие из представителей обучающихся, их родителей( законных представителей) и педагогических работников ).
4. Для придания управлению образованием демократического, государственно-общественного характера субъекты государственно-общественного управления образованием вступают во взаимодействие с органами педагогического,ученического и родительского самоуправления, а также с попечительскими советами, общественными фондами поддержки образования, профессиональными общественными объединениями в сфере образования и общественными структурами при государственных и муниципальных органах управления образованием совещательного и(или) экспертного статуса.
5. Компетенция субъектов демократического, государственно-общественного управления образованием определяется законодательством государства-участника СНГ. Порядок создания и функционирования органов общественного управления и самоуправления в образовании раскрывается в соответствующих локальных нормативно-правовых актах.

Президент международной ассоциации содействия школьным советам,
академик Международной педагогической академии,
д-р пед.наук, профессор В.И.Бочкарев

30 марта 2006г.

Rambler's Top100
©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"