"ПЕДАГОГИКА" ВЕДУЩАЯ К САМОУБИЙСТВУ
Комментарий к сообщениям о смерти школьника

Трагедия в Санкт-Петербурге - смерть 14-летнего мальчика, доведенного до самоубийства своим классным руководителем - с отчетливостью обнажила ужасные язвы российской школы.

Многим журналистам, откликнувшимся на самоубийство в Питере, случившееся кажется "невероятным", "необъяснимым", чем-то "во что трудно поверить" (ТВЦ , Известия , Страна.ру ) . Между тем вполне очевидно: подобная история могла произойти в очень многих школах России. Феномен "психологического терроризма" давно уже стал обычным явлением в отечественной системе образования. В этом отношении ситуация в Петербурге даже более благополучна, чем, например, в Москве.

Классный руководитель, выполняя, по-видимому, распоряжение администрации школы заставлял детей "сдавать деньги на школьные нужды". Роман, воспитывавшийся вместе с братом бабушкой, не мог их сдать. Тогда "педагог" демонстративно, на глазах других учеников, подверг мальчика изощренным издевательствам. Родители возмущались и даже написали коллективное письмо по поводу издевательств над детьми, но никакой действенной реакции со стороны школьного начальства не последовало.

Эта ситуация типична. В крупных городах в большинстве школ родителей "строго добровольно, но обязательно и всех" заставляют сдавать деньги "на школьные нужды". Часто непокорных родителей заставляют платить при помощи прямого запугивания и издевательств над детьми. Обращения родителей, как правило, не имеют никакого эффекта. Руководители органов управления образованием и администрация школ сплоченно отстаивают свои интересы. В Москве Юрий Лужков под давлением общественности признал, что в большинстве школ процветают поборы и коррупция. Но никаких принципиальных выводов не сделано. Департамент образования города Москвы продолжает свою политику, а родители по прежнему не могут реализовать конституционное право на участие в образовании своих детей. На нашем сайте (http://www.doxa.ru/obr ) подробно описано несколько случаев, когда родители прошли все инстанции и ровным счетом ничего не добились от властей.

Если верить сообщению ТВЦ школа №262 в которой произошла трагедия - считается одной из лучших в районе, а супруг директора до недавнего времени возглавлял администрацию района. В этом тоже нет ничего "необъяснимого". Именно в наиболее престижных, "элитных" школах часто процветает коррупция и складываются совершенно невыносимые отношения между педагогами, родителями и детьми.

Так, что в Питерском событии необычен не факт изощренного издевательства над ребенком и грубого нарушения прав детей и родителей, а его последствия. Мальчика было некому защитить. Его мама умерла, отца лишили родительских прав, бабушка едва могла прокормить, обуть и одеть детей и уж конечно оказалась не в состоянии отстоять права своих внуков. И если большинство детей в такой ситуации просто бросают учиться, начинают гулять, пить и курить траву, Роман сделал то, что уже совсем нельзя исправить.

Смерть ребенка потрясла Россию, но наверняка, среди двух с половиной тысяч самоубийств детей в год во многих случаях прямо или косвенно виновата система "психологического терроризма" в школе. Просто обычно сплоченная "педагогическая корпорация" умело "заминает дело" или информация не доходит до прессы.

И сейчас реакция школьного руководства оказалась стереотипной… Школа полностью закрыта не только для журналистов, но и для родителей. Педагоги категорически отрицают свою причастность к смерти мальчика, руководители органов управления образованием пытаются переложить ответственность на семью.

В газете "Труд" опубликована заметка, которая по-видимому в наибольшей степени отражает точку зрения Районного отдела народного образованием. Оказывается мальчик был "неуверенным в себе, стеснительным, склонным к меланхолии". В школе же "ни над кем никаких издевательств не было". Заведующая РОНО утверждает: " Мы провели свое расследование. Из того, что рассказали дети в присутствии педагога, следует, что рукоприкладством их учитель не занимался. И никого из ребят не обзывал! Нам странно слышать и о некой предсмертной записке погибшего. Ни мне, ни директору школы ее не показывали. Надо отдельно выяснять, кем и когда она была написана". Не говоря уже о том, что эти утверждения явно расходятся с данными прокуратуры, вызывает вопрос - почему дети отрицали факты рукоприкладства именно "в присутствии педагога", присутствовали ли при этом их родители и следователи? Наш собственный опыт показывает, что разбирательства, которые устраивают директора и представители местных органов управления образованием, в случае острых конфликтов с детьми и родителями, как правило, имеют одну цель - оправдать чиновников от образования и "поставить на место" их оппонентов. "Замкнутая каста" педагогических чиновников мало интересуется сутью дела - ее задача соблюсти свой частный интерес.

Как правило родители, живущие в страхе за своих детей, предпочитают не обострять ситуацию. Зачем конфликтовать с педагогами, если твоему ребенку будет только хуже, а изменить все равно ничего нельзя? К тому же - они "профессионалы", педагоги "с 25-летним стажем", а я кто такой? Логика кажется безупречной, но страшные события в Петербурге ее опровергают. Теперь все должны понимать, что жизнь, душевное и телесное здоровье наших детей в опасности. И никто кроме нас, родителей, не сможет их защитить.

 

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Родители собирайтесь!
Обращение Руководителя общественно политического проекта "Собрание родителей" по поводу смерти мальчика в Санкт-Петербурге. 30.09.05

Школьников приговорили к жизни. Газета.ру, 05.10.05

Учительница довела сироту до самоубийства + А в это время в Москве. Комсомольская правда, 30.09.05

Чудовищные будни Петербурга. ТВЦ, 29.09.05

В своей смерти школьник обвинил классного руководителя. Газета, 29.09.05

В Петербурге учительница довела ребенка до самоубийства. Страна.ру, 29.09.05

Самоубийство в одной из школ Петербурга. Первый канал, 29.09.05

Поборы в школе стали причиной самоубийства подростка. Известия, 29.09.05

Школьная трагедия в Питере. Погибший мальчик был стеснительным и склонным к меланхолии. Труд, 29.09.05


 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"