В воскресенье завершились трехдневные слушания по общественной экспертизе нацпроекта «Образование», проведенные Общественной палатой России. «Существующее состояние российской системы образования не может рассматриваться как удовлетворительное. «Кризис в системе образования имеет характер системного», – сообщили «Газете.Ru» в Общественной палате. И в значительной степени из-за того, что попытки государства выправить ситуацию не носят системного характера и являются совокупностью «важных, но частных решений по обеспечению эффективного функционирования и поступательного развития системы образования», – отмечалось в докладе Общественной палаты.

Одним из «узких мест» системы образования, по оценке Общественной палаты, является ее закрытость и оторванность от общества. В стране напрочь отсутствуют механизмы общественного влияния на процессы, происходящие в системе образования. А именно общество должно участвовать в оценке результативности и качества образования; давать экспертизу оценки принимаемых решений и прогнозирования потенциальных последствий; участвовать в анализе реформ образования, направленных преимущественно на экономические составляющие в ущерб социальным, подчеркнули участники слушаний.

Они заявили в рекомендации слушаний о необходимости создания механизмов и процедур общественного обсуждения, экспертизы и формирования взаимоприемлемых компромиссов. А Общественная палата – о своей готовности взять на себя роль основного координатора и в этом процессе.

// Газета.Ru

 

Как улучшить образование?

сайт Общественной Палаты Российской Федерации, 28 апреля 2007 года

27-29 апреля в концертном зале ГК "Измайлово" по инициативе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации прошли общественные слушания, посвященные ходу нацпроекта "Образование".

«Любое изменение, затрагивающее судьбы миллионов людей, содержит в себе риски. Их мы и будем обсуждать», - сказал, открывая слушания, заместитель председателя комиссии Александр Адамский .

Преимущество нацпроекта «Образование», по мнению члена Общественной палаты, заключается в том, что он позволит поднять зарплаты учителям, развить качество образования и увеличить уровень обеспеченности школ. Риски же состоят в том, что, «если на федеральном уровне не будет решено, кто и как определяет качество и результативность образования, эти изменения не принесут эффекта», считает зампред комиссии.

Как показали слушания, эту обеспокоенность полностью разделяют и представители образовательной общественности. «Несформированность критериев оценки качества образования вызывает тревожные волнения в учительской среде», - отметила председатель Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Нововаршавского муниципального района Омской области Зоя Халюта .

Причем в процесс выработки таких критериев обязательно должны быть включены потребители – представители гражданских институтов, а также сами учителя, уверены в Общественной палате.

«Если в течение года мы не договоримся об этих критериях, результативность учителей будет оцениваться по ЕГЭ. Чего не хотелось бы допускать, поскольку единый государственный экзамен не является системой оценки качества», - напомнил А. Адамский.

Для обсуждения этой проблемы на слушания собрались руководители более 300 общественных организаций и учреждений в сфере образования, образовательных министерств и ведомств федерального и регионального уровней. Они поделились друг с другом предложениями по реализации национального проекта «Образование» и оценке его результатов.

Так, директор самарской школы №114 Валентина Мирошникова поведала о том, что в ее образовательном учреждении качество оценивает школьный совет. По результатам этой оценки начисляется зарплата учителям. «Со следующего года мы будем привлекать к распределению тарифного фонда и родителей учеников», – пообещала она. Для того чтобы продемонстрировать представителям общественности результаты труда преподавателей, в школе планируется проводить открытые уроки, олимпиады, внеурочные мероприятия.

А министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева напомнила, что российские регионы очень разные, и при разработке единых, универсальных подходов к модернизации образования необходимо учитывать особенности экономического и географического положения каждой из областей.

«В советской школе образование было направлено на формирование образцовой личности, и существовал жесткий образец, к которому каждый выпускник должен был максимально приблизиться», - подчеркнул Александр Адамский. Сегодня образование рассматривается как один из механизмов развития страны, наращивания ее социального капитала, следовательно, главное, чему должна научить школа, считает член Общественной палаты, - самореализация. Она и есть залог общественной эффективности личности, уверен зампредседателя Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации.

На базе предложений участников слушаний Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации разработала и направила в Правительство РФ соответствующие рекомендации .

В них подчеркивается, что "введение новой системы оплаты труда учителей, направленной на повышение их доходов, нормативно-подушевого финансирования, создание региональной системы оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений в интересах предоставления детям возможности получить качественное образование независимо от места проживания, вместе с развитием общественного участия в управлении образованием - есть сумма именно тех условий, которые могут считаться достаточными для придания процессу модернизации российского образования поступательного и необратимого характера".


Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"