АНДРЕЙ ФУРСЕНКО ОБ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Часть стенограммы встречи министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко и депутатов фракции "Родина". 18 января 2004 года. Государственная Дума

 

А.А.Фурсенко: (…) Реально государство из системы образования, может быть, вообще со всей социалки в начале 90-х годов ушло. И это, к сожалению, факт. К чему это привело? Вообще система выжила. Вот, система образования выжила. Она выжила отчасти благодаря региональным каким-то усилиям, отчасти она выжила благодаря людям, которые в ней живут… Предоставлено было гораздо больше свободы, кстати говоря, системе образования.

Но это преобразование не обошлось и без негативных последствий. Система стала гораздо более закрыта по отношению к внешнему обществу. Она стала существовать как бы сама для себя в значительной степени…Система образования так же, как, в общем, и научная сфера, должна стать более открытой по отношению как к экономике, так и к обществу.

С.Ю.Глазьев: Уважаемый Андрей Александрович! У меня несколько конкретных вопросов… Первый вопрос связан с вашим заявлением на правительстве о снижении учебной нагрузки в средней школе и расширении факультативов. Означает ли это фактическое введение платности среднего образования и приведет ли это к снижению соответственно заработной платы учителей, которые будут работать по плану обязательной части учебной нагрузки?

А.А.Фурсенко: (…) Мы считаем, что базовую зарплату надо привязать как бы к базовому учебному плану, которая составляет на сегодняшний день примерно 75 процентов от общей нагрузки. Что касается оплаты остальных 25 процентов, или, я не знаю, 30, касающихся факультативных, дополнительных вещей, то там система оплаты может быть более гибкой. Она может быть за счет каких-то общественных фондов, которые надо подумать, как создавать. Она может быть за счет денег родителей.

…Мы все прекрасно знаем, сколько денег сегодня идет на образование. И мы прекрасно знаем, что в основном они идут вчерную. И единственная наша задача, это сделать финансирование абсолютно легальным…Самая скромная оценка черных денег, которые идут, скажем, в высшие учебные заведения, это полтора миллиарда долларов в год, – они идут на взятки, на проплату за не только вступительный экзамен, за отчеты экзаменов в ходе обучения. Причем мы знаем… что на самом деле сегодня ребят вынуждают платить независимо от того, как хорошо они знают предмет…

Товарищи! Эта зараза перейдет в школы, если уже не перешла, очень быстро.

Из зала: Давно перешла!

А.А.Фурсенко: Перешла. Так давайте вынимать это, выносить эти деньги на легальную, ведь большинство учителей хочет деньги зарабатывать легально, не надо унижать их этим делом. Но для этого надо создать условия.

Н.В.Качанова. Город Борисоглебск, Воронежская область: Вы знаете, коллеги, в моей школе около тысячи человек учащихся и около ста человек педагогов. Моя зарплата 2850 рублей. 24 года работы в педагогике и, думаю, я не худший учитель. И моя зарплата, уважаемые коллеги, одна из самых высоких. Это для того, чтобы вы знали, как живет Марьиванна в провинции.

А теперь вопрос такой, Андрей Александрович: нет ничего дороже охраны здоровья и жизни детей. Ничего. Любой из нас это знает. После событий в Беслане в охране школ (я вам констатирую это как директор школы) ничего не изменилось. Скажите, пожалуйста, решится ли этот вопрос, возьмет ли на себя ответственность за эту проблему Министерство образования или Министерство внутренних дел?

А.А.Фурсенко: …Есть программа, Федеральная программа, так называемая "Безопасность школ". К сожалению, масштаб этой программы абсолютно несравним с тем, что требуется…

Но вот мы начали смотреть: что надо сделать. Три достаточно простые вещи – это система видеонаблюдения, тревожная кнопка, и плюс к этому охрана.

Мы решать начали эти вопросы за спонсорские деньги, которые были собраны для Беслана по одной причине – отработать механизм. Сегодня мы, видимо, понимаем, как это можно сделать.

(…) По поводу зарплаты…Самый простой ответ – что это проблема региона…Но, товарищи, я ни одного вопроса по поводу образования от себя не отметаю. Прошу вас в это поверить. Понимаете? Я понимаю, что я отвечаю за все это, по крайней мере, до тех пор, пока я министр, а потом и просто как гражданин России. Но я хочу сказать, что вот, когда мы говорим о том, что необходимо легализовать возможность оплаты какой-то части услуг, то это тоже в каком-то смысле путь к решению этого вопроса. Необязательно за счет денег родителей, может, надо создавать какие-то фонды специальные.

(…) Вы обвинили меня в том, что я сказал, что я не знаю ответа на некоторые вопросы, но я не Господь-Бог, чтобы знать ответы на все вопросы, товарищи. И вы не знаете. Если бы вы знали… Если вы знаете ответы, скажите мне, но только этот ответ должен учитывать очень многие аспекты. И быть реалистичным.

(…) Что касается оплаты учителя, оплаты профессора, то просто рассчитывать на то, что эта зарплата будет достойной в рамках старых схем, тех схем, в которых мы жили и работали все предыдущие годы, мало реалистично. Поэтому мы должны одновременно с увеличением финансирования, существенным увеличением финансирования, искать новые подходы.

(…) Когда я говорю по поводу того, что мы должны подумать, вместе подумать о том, как помимо чисто бюджетных денег привлекать деньги и общественные, и деньги семей, то я считаю, что имею право на такое предложение. Это не значит, что я предлагаю завтра же взять, как вы сказали, и все перевести на факультативы. Во-первых, далеко не все, и базовая оплата должна точно обеспечивать нормальные знания у каждого школьника, а во-вторых, речь не идет о том, что с завтрашнего дня только базу берет на себя государство или бюджет, а все остальное берут на себя непонятно кто. Мы можем переходить только тогда, когда будет ясно, какие у нас есть дополнительные механизмы.

Но я предлагаю: давайте искать эти механизмы…

 

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"