Тезисы Виктории Сергеевны Копаевой, представительницы родительской общественности, инициатора общественного движения "Родители за достойное образование детей"

Уважаемые инициаторы Проекта «Собрание родителей»!

1. Вы не сможете решить проблемы столичного образования исключительно с помощью родительской общественности.

 Потому что прежде всего нужно вернуть финансирование в средние учебные заведения.

Приведу некоторые факты:

- в этом году фонд заработной платы преподавателям сократили до 91,7 %;

- после «повышения заработной платы преподавателям», так называемая в народе «Лужковская надбавка» сократилась на туже сумму. В Москве преподаватели школ и воспитатели дошкольных учреждений остались таким образом с той же заработной платой;

- город не дает 100 % финансирования на ребенка;

- Замена преподавателями друг друга в случае не трудоспособности оплачивается только 50 %;

- Не совпадения в штатном расписании учебного заведения и специальности в дипломе не дают возможность получить педагогу соответствующую его профессионального уровня квалификацию;

- В ЮАО г. Москвы каждой школе разрешили перейти на самофинансирование, в каждой школе есть своя бухгалтерия (или одна бухгалтерия на район). Это разрешено Законом «Об образовании» РФ. Попробуйте для себя ответить на вопрос: почему в других округах Москвы на практикуется самофинансирование? Почему директора боятся перейти на самофинансирование?

Так называемые поборы в школе и в дошкольном учреждение не прекратятся до тех пор, пока школа и детский сад не будут целенаправленно получать финансирование на ремонт здания, закупку мебели, учебных пособий и т.д.

На сегодняшний день директор вместе с учителями поставлен в положение «бедного родственника». Они просто вынуждены просить у родителей деньги! А это достаточно унизительно…

2. Предложение:

- директора учебных заведений должны быть «управленцами», а не преподавателями;

- но у них, так же как и учителей должна быть педагогическая пенсия;

- увеличить количество ставок социального педагога в школе, хотя бы до 5-ти, самый идеальный вариант – 1 социальный педагог на одну параллель классов;

- выпускники педагогических ВУЗов (бюджетных) должны пройти 3-х годичную отработку в школе (советский опыт отработки молодых специалистов); Желательно работать в той школе, которую окончил, свои учителя помогут.

- школе перечислять деньги на каждого учащегося, сколько учеников в школе, таково и финансирование.

Ниже привожу отрывок из своей публикации в журнале «Воспитать человека» (Мин. Образования РФ 2002 г.):

ПРИОРИТЕТЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

При анализе опыта работы общественных организации родителей в средних учебных заведениях Российской Федерации можно выделить следующие аспекты, являющиеся наиболее актуальными при решении тех задачах, которые ставит перед нами современная школа:

  • Критерий определения социального партнерства;
  • Роль родителей в образовательном учреждении;
  • Привлечение дополнительных инвестиций в школу.

1. Что же такое для нас – родителей – наша современная школа? Школа – это социальный институт, который представляет системообразующее основание организованной, управляемой и развивающейся образовательной среды. На сегодняшний день школа все более становится центром адаптации ребенка к окружающей среде, к новому обществу. На первый план встает задача поиска социальных партнеров на уровне межведомственного взаимодействия. Муниципальное образование, представители исполнительной и законодательной власти, различные фонды, физические и юридические лица, попечительские советы, общественные организации – примеры социальных партнеров.

Но что такое социальное партнерство, где можно прочитать договоры о социальном партнерстве? Это проблема договорных отношений, правового поля, нормативно-правовой базы, которые не определяют на сегодняшний день, что есть такое социальное партнерство.

2. Источником развития современной школы по-прежнему является учитель, но главный акцент сейчас делается на позицию родителя по отношению к школе. Родители мотивированны на хорошую школу, следовательно, задача школы – предложить вариативную систему участия родителей в формировании индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, родители становятся активными участниками образовательного процесса в создании образовательной программы школы.

В каких формах может быть предложено участие родителей в соуправлением школой? Родители являются помощниками школы, социальными заказчиками и могут выступать в роли экспертов. Основные формы участия родителей – школьный фонд, попечительский совет, общественная воспитательная деятельность. Общественной поддержкой становятся сейчас попечительские советы. Потенциал попечительских советов сегодня используется лишь частично. Попечительские советы могут быть использованы как структура, которая защищает интересы школы. Попечительские советы могли бы взять на себя функцию представительства интересов образовательного учреждения во властных структурах.

Для этого требуется уточнение некоторых нормативных документов. Была бы целесообразна ассоциация попечительских советов, которая была бы в состоянии содержать и юриста, и экономиста и других специалистов, которые отстаивали бы интересы образовательных учреждений. Попечительские советы будут развивать и другую свою функцию – защиту прав и интересов детей внутри образовательного учреждения.

Какова роль государственной системы в создании положительного имиджа школы? Сотрудничество поддержка инициатив общественных структур со стороны общеобразовательных учреждений. Проблема, которая касается отношения к разнообразным организациям возникающие в школе и при школе, требует обсуждения. Есть родительские комитеты, совет школы, ученический совет самоуправления и т.д. Как быть с ними, как построить отношения с этими организациями. В принципе возможны два варианта. Первый, регламентация деятельности всех этих организаций, когда пытаются разделить сферы влияния (вы будете заниматься этим, вы этим, и т.д.) В этом случае доминирует административная инициатива. Второй, не совсем приемлемое для школьной администрации – пусть все делают что хотят.

Роль родительских организаций в управлении образовательным процессом может быть повышена, если родители будут в достаточной мере информированы и о содержании образовательных программ, и о достигнутых образовательных результатах, в частности, о результатах официальной аттестации образовательного учреждения. Результат официальной государственной аттестации образовательных учреждений должен быть предметом общественной оценки. Наряду с официальными текстами образовательных программ, должны быть варианты программ написанные для родителей, чтобы родители точно знали, чему их детей обязаны учить, какие навыки у них должны сформироваться, результаты которые можно ожидать на выходе.

Какова должна быть при этом роль средств массовой информации в общественной поддержке школы? Просвещение родителей, максимальное количество позитивной информации о школе, активное формирование положительного имиджа конкретного образовательного учреждения.

3. Что бы привлечь дополнительные капиталовложения в образовательные учреждения, надо предложить такой образовательные проект, который привлечет внимание инвесторов. Но сама школа не может выдвинуть такой привлекательный проект, социальная значимость которого была бы очевидна и результаты которого можно было бы увидеть. Для этого школы могут и должны объединяться между собой.

Надо чтобы сами работники образования могли бы формировать свои позиции, свои взгляды, и тем самым воздействовать на разработку и реализацию государственных программ российской образовательной культуры.

Если Вас что-то заинтересовало и Вы сможете помочь в решении этих проблем, то мы – «не безразличные» родители готовы сотрудничать с Вами.

С уважением!

Капаева Виктория Сергеевна

3.04.2005

Обсудить в форуме.

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"